Вместо тридцати минут проговорили два часа
Премьер Путин со своим коллегой Тимошенко (это было в субботу) встречался в Москве в правительственном Доме приемов, что на Воздвиженке. Поэтому украинская гостья приехала не в очень строгом наряде: платье цвета кофе с молоком, такого же оттенка туфли на высоких каблуках. А вот Путин был в деловом - черном и строгом - костюме.
В программе вечера было несколько десятков вопросов: от, казалось бы, неминуемого вступления Украины в НАТО и прояснения судьбы российского Черноморского флота до цен на газ.
По протокольной заготовке Тимошенко и Путин должны были общаться тет-а-тет тридцать минут. А получилось почти два битых часа.
На пресс-конференции российский премьер так объяснил это «протокольное нарушение»:
- Обсуждались наиболее злободневные и актуальные вопросы сотрудничества, в частности, в сфере энергетики, кооперации и военно-технической промышленности. Мы с удовольствием отмечаем динамичный рост взаимного товарооборота: по итогам 2007 года он достиг 30 миллиардов долларов.
А Тимошенко (кстати, бусы на ней были тоже молочно-кофейного цвета) заметила:
- За последние месяцы правительствам Украины и России удалось достичь абсолютно новой динамики партнерства. Из одиннадцати приоритетов сотрудничества по девяти уже созданы планы действий. В частности, это касается зоны свободной торговли с учетом правил ВТО, единого межгосударственного центра по обогащению урана, а также авиастроения.
Как раз накануне приезда Тимошенко в Москву «Газпром» был уполномочен заявить, что Украина с 2009 года будет покупать газ по цене более 400 долларов за тысячу кубометров.
Но Путин успокоил разволновавшуюся (а это было заметно) Юлию Владимировну и пообещал:
- Цена и транзит газа - это вопросы для участников экономической деятельности… Но правительство будет стремиться к тому, чтобы эти договоренности были приемлемыми. Российская сторона хотела бы, чтобы мы выходили на европейское ценообразование для Украины постепенно. Но партнеры из Средней Азии хотели бы это сделать уже с 1 января 2009 года. По этому вопросу мы находимся в переговорном процессе. Говорить о его результатах преждевременно.
Тимошенко в долгу не осталась.
- Украина будет аккуратно исполнять договор о пребывании Черноморского флота в Севастополе, - пообещала премьер. - У нас есть договор до 2017 года. Этот документ будет исполняться так же, как и все международные договоры. Я не хотела бы, чтобы вокруг этой темы нагнетались страсти и чтобы эта тема стала причиной конфронтационных заявлений.
- Черноморский флот, - сказал на это Путин, - это общее достояние, доставшееся нам от прошлых времен. У нас есть соответствующее соглашение, ратифицированное обоими парламентами, и оно будет исполняться.
Ответ России на вступление Украины в НАТО уже известен
Казалось бы, про НАТО премьеры не сказали ничего нового. И все же - как и во «флотском», и газовом вопросе - акценты в заявлениях на этот раз звучали более отчетливо. Например, Путин без всяких дипломатических обиняков предупредил, как поступит Россия в случае вступления Украины в НАТО:
- Наверное, мы сможем продолжить какую-то кооперацию, но по чувствительным технологиям. Мы, конечно, заранее подумаем об этом. А к таким технологиям относятся ракетные, высокие технологии - такие технологии мы, несмотря ни на какие затраты, перенесем на территорию Российской Федерации.
Тимошенко отреагировала сразу же:
- Что касается вступления Украины в НАТО, я могу твердо сказать, что мнение народа Украины для нас есть определяющее, и поэтому любой путь, который Украина будет проходить в этом направлении, будет осуществляться только после всеукраинского референдума, где народ Украины сможет сказать свое слово.
После пресс-конференции Путин и Тимошенко хотели уже было распрощаться, но потом передумали и проговорили еще полчаса.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Виктор ЧЕРНОМЫРДИН: «Шампанское выпьем. Но понемногу. И не все»
|
В переговорах в Доме приемов участвовал и посол РФ в Украине. Корреспондент «КП» - Москва» попытался выведать у него несколько секретов.
- Виктор Степанович, у Путина с Тимошенко вообще как разговор - не ругались, ничего такого?
- Что такое, по-твоему, ругаться? Мордобой, что ли?
- Нет-нет!
- Нормальный очень даже разговор: продолжать расширять…
- А по цене на газ?
- Да, конечно. Это же рынок. Тоже смотреть надо…
- Чтобы не стырили! Ага?
- Да ладно…
- По 400 долларов за тысячу кубов можем загнуть?
- Тоже поговорим. Если Прибалтика - а она рядом - покупает все время по четыреста - будем и с Украиной договариваться. Убеждать. Но не сразу.
- Черноморский флот продлим?
- Так еще десять лет.
- Так надо же сейчас решать.
- Зачем?
- Спокойней было б.
- Кому?
- И России, и Украине.
- Кончай. Ты думай о сегодняшнем дне, о завтрашнем. Через десять лет ты даже не знаешь, что с тобой будет. И что у тебя будет. А ты хочешь - чтобы по флоту между двумя государствами. Знаешь или нет?
- Сложно, да…
- Ну, наверное.
- Так шампанское вы будете пить или нет?
- Будем. Но понемногу. И не все. Вот вам, прессе, не нальем.
- Да, кстати! Почему вы так и не ответили на вопрос, который сейчас обсуждается и в Украине, и в России: отправят Черномырдина в отставку или нет?
- Дуракам я никогда не отвечаю. Тебя случайно этот вопрос не интересует?
- Нет, что вы!
- Ну и слава Богу…