По пропускной способности новый аэропорт отвечает требованиям УЕФА только наполовину. Но строить будем, решили городские власти, - пока инвестор готов вкладывать деньги.
Просто, но функционально
Долгожданный проект нового аэропорта несколько разочаровал харьковских зодчих. Два не очень привлекательных прямоугольных трехэтажных терминала справа и слева от нынешнего здания вокзала и сеть замысловатых подъездов для кругового движения с минимумом светофоров и пересечений, как того требуют международные нормы. Вот и все. Зато очень функционально, успокаивает один из авторов проекта Александр Саратов.
– Технологию предложили немцы, компания «Airoport Researche Center», которая строила воздушные порты в Дюссельдорфе и Хитроу в Лондоне, – объясняет архитектор.
Хотя харьковский вариант аэропорта – нетипичный. Его проектировали так, чтобы воздушные ворота города во время его строительства ни на день не закрывались. Пассажиров пока будет принимать старый аэровокзал. А справа и слева от него построят новые терминалы – для внутренних и международных авиарейсов. Высотой они будут не более трех этажей (это тоже международные требования). На первом этаже разместится зал прилетов, кафе, кассы и багажное отделение. На втором – залы для транзитных и международных пассажиров. А на третьем – зона отлета, комнаты досмотра – пограничной и таможенной служб. Эстакады с мостами приведут пассажиров прямо в самолет.
По два авиарейса в час
Новый аэропорт сможет принимать по два авиарейса в час, это около тысячи человек. Но для того чтобы принять гостей к Евро-2012, и этого мало, сетуют чиновники.
– Это пятьдесят процентов соответствия требованиям УЕФА, – говорит вице-мэр Александр Кривцов. – Болельщиков нужно будет принять за 12 часов. А с таким аэропортом мы сможем это сделать только за сутки.
Еще одна проблема: Харьков даже к тому времени вряд ли сможет организовать регулярные авиарейсы, к примеру, из Лондона, так что иностранные болельщики (а за рубеж уйдут 30 тысяч билетов) будут прибывать к нам чартерными рейсами. И их самолеты нужно будет куда-то ставить. На этот счет уже ведутся переговоры с соседней Полтавой и Чугуевским аэродромом. Мог бы помочь аэродром ХАЗа, но он не отвечает требованиям безопасности, так как расположен в центре города.
– Пусть построят хоть какой-нибудь, – умерил пыл недовольных главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий. – Попросим авторов сделать новые фасады и подсветку. А станет общество рангом повыше, и мы построим новый аэропорт за городом, как и везде.
Единственное замечание, с которым согласились все – просьба перенести памятную стелу погибшим летчикам куда-нибудь с глаз подальше. Мол, нехорошо пугать иностранцев таким напоминанием.
А в это время...
Город под стеклом
На пересечении Державинской и Плехановской появится «Металлист-сити». Это целый город – внутри, под крышей, будут две улицы – с дорогами и фонарями. А еще – подземный четырехуровневый паркинг больше чем на тысячу мест, гипермаркеты и бутики, развлекательный центр, кафе, офисы, 22-этажная гостиница и 12 кинозалов. Из города под стеклом будут выводить 14 ворот. В Харькове такого еще не видели. Хотя, по словам одного из авторов проекта Михаила Рабиновича, подобные центры, как типовые, повсеместно строят в Америке. Над нашим проектом тоже трудились американские технологи из Лос-Анджелеса, которые уже построили в мире 30 подобных комплексов. В Харькове для возведения такой махины придется снести ряд малоценных зданий, переложить трамвайную линию, сделать пробивку Державинской и полностью заменить все коммуникации.