В Харькове все больше школьников устраивается на «взрослую» работу. Отправили на стройку, чтоб был под присмотром. Неподалеку от станции метро «Холодная Гора» идет стройка. Среди взрослых работяг нельзя не заметить Андрюшу Глушенко. В августе ему исполнится только 13 лет. Мальчик подрабатывает здесь с мая.Платят 35 гривен в день, еще и обедом кормят. На заработанные деньги хочу купить себе новые ролики, а то старые на меня уже маленькие. Мне здесь нравится, - говорит Андрей. - Я ношу песок, воду, размешиваю раствор. Папа мой умер, когда я был еще маленький – совсем его не помню. Когда мне было 8 лет, мама вышла замуж за дядю Диму, а он по специальности прораб. Вот он и позвал меня подработать. Мама же все время занята, и летом я без присмотра. Вот родители и волнуются. А тут я и деньги зарабатываю, и учусь, как строить надо.
Дмитрий Крушельницкий, отчим Андрея, работает на этой же стройке. Он утверждает, что к ребятам школьного возраста относятся нормально, платят в зависимости от выработки: сколько сделал, столько и получил.
Вообще мало парнишек, которые хотят на стройке подрабатывать. В основном ищут что-то полегче. В прошлом году у нас в бригаде подсобником работал парень, которому было 15 лет. Андрюша у нас самый младший, но обязанности свои исполняет исправно, - рассказывает Дмитрий.
Женя трудится с 10 лет
В отличие от Андрея, Женя Кириченко о новых роликах может только мечтать. Ему всего 12, но работает он уже второй год. Мальчик продает календарики на рынке. На вопросы отвечает неохотно:
Работаю, потому что кушать хочется! Мама – инвалид, папы у нас нет, а кроме меня, в семье еще младшие сестра и брат. На мамину пенсию вчетвером прожить нереально. Брат Антон (ему шесть лет) возле метро деньги просит, а я не могу, стыдно - вдруг одноклассники и учителя увидят. Зарабатываю когда как. Бывает, 50 гривен в день, а бывает, что с червонцем домой иду.
У каждого из ребят свои мотивы. Паше Калинскому – 15 лет. Особой надобности работать у него нет: семья состоятельная, на развлечения для сына родители не скупятся, но, тем не менее, Паша каждый день по нескольку часов кряду стоит возле торгового центра и раздает листовки.
Я не напрягаюсь, - говорит Паша, - постою с листовками часика три, получу тридцать гривен, и иду по своим делам. Нам за час работы платят десятку. Заработанные деньги не трачу – откладываю. Мы с пацанами еще в прошлом году договорились поехать в Крым дикарями и без взрослых. Вот собираемся в конце июля, уже и билеты купили.
Возиться с детьми предприниматели не хотят
Трудоустроиться легально у несовершеннолетних вряд ли получится – «белую» зарплату могут заплатить студенту, да и то – только в госструктурах. Остальным же фирмам и предприятиям проще нанять молодежь либо нелегально, либо вообще не связываться с детьми до 18 лет.
- Мы помогаем девушкам и парням найти временную работу, например, на лето, - рассказали «КП» в Харьковском областном центре молодежи. – Но совершеннолетними не занимаемся, хотя школьники часто к нам обращаются с такой просьбой. Многолетняя практика показала, что работодатели не хотят связываться с детьми. Во-первых, это сложно законодательно: родители должны дать добро на трудоустройство несовершеннолетнего, написать соответствующее заявление, после чего фирма или предприятие полностью отвечает за ребенка. Во-вторых, есть масса студентов, которым уже исполнилось 18 лет и которые готовы работать на той же стройке, в детских лагерях, в кафе и столовых, на раздаче листовок, парковыми работниками в крымских санаториях. Поэтому нет никакого смысла работодателям морочиться с несовершеннолетними. Так что более 90 % всех малолеток работают нелегально. И дай Бог, чтобы это не было опасно и вредно. Да и нагрузка играет немаловажную роль – нельзя детям трудиться привычные восемь часов.
Сами несовершеннолетние страшно боятся проверки – правоохранители могут проверить, есть ли у детей трудовой договор. Если нет, то работодателю (если его вычислят) придется отвечать по закону.
Я все прошлое лето работала на раздаче рекламы возле метро, - рассказывает 17-летняя Милана Шершень. – Но как только видела милиционера или мужчину в форме, сразу же убегала. Хотя начальство не сильно опасалось проверок. Просто строго предупредили: если правоохранители решат проверить, есть ли у меня трудовой договор, говори, что подменяешь сестру, маму, подругу. Иначе, мол, будут проблемы.
Комментарий учителя
«Это лучше, чем клянчить у родителей»
Школьный учитель, Тамара Николаевна Васильева, рассказала, что среди ее учеников тоже есть ребята, которые трудятся с малых лет. На этот счет у нее свое мнение:
- В небогатых семьях родители не могут дать ребенку столько карманных денег, сколько дают своему чаду более обеспеченные родители. А если эти двое ребят – одноклассники? Естественно, один из них будет чувствовать себя ущемленным. Вот поэтому сейчас все больше детей школьного возраста идут работать. И это прекрасно, что ребята стремятся зарабатывать, а не клянчить у родителей. И я вам скажу, что работающего ребенка сразу видно: он более ответственный и предусмотрительный, даже взгляд как-то осмысленнее, чем у остальных. И не важно, работает он с родителями на огороде или машины моет в автосервисе. Любой труд облагораживает человека. Тем более, когда речь идет о ребенке, личность которого в процессе формирования. Другой вопрос, более глобальный - то, что политический и правовой беспорядок в нашей стране отнимает у этих ребят детство.
Важно!
Нужны кондукторы, официанты и грузчики
На сегодня в областном центре занятости - несколько сотне вакансий для школьников и студентов. Больше всего требуется подсобных рабочих, грузчиков, официантов, продавцов, курьеров, кондукторов общественного транспорта. Но можно устроиться на месяц-два и охранником, и продавцом, и менеджером. Более подробную информацию можно узнать по телефону (057) 752-34-12 или в любом районном центре занятости.
|