Внешнее независимое тестирование - как лакмусовая бумажка - проявило все плюсы и минусы школьного образования. Несмотря на масштабную психологическую атаку, донецкие выпускники с честью выдержали творческий эксперимент наших чиновников от образования. И некоторые школьники не просто подтвердили свои знания, а даже установили рекорд - набрали высший бал не по одному, а сразу по нескольким предметам! "Комсомолка" выведала, о чём мечтают самые умные выпускники образца 2008.
Катя Грунская: математика на генетическом уровне
Катя Грунская закончила в этом году маткласс Донецкого областного лицея. Во-первых, самая умная девочка Донецка себя таковой не считает и, когда получила сертификаты, даже подумала, что ей по ошибке отправили чужые, проверила фамилию - всё верно: 200 баллов по украинскому языку и литературе и "досадные" 199 по математике.
"Почему математика? Это то, что я могу", - уверенно считает Катя, хотя первую двойку в своей жизни она получила как раз по этому предмету. Впрочем, способности к точным наукам у неё, можно сказать, на генетическом уровне - родители закончили физфак Донецкого национального университета, папа - инженер-программист, сестра - выпускница математического факультета. Нарушать семейную традицию девочка не собирается - будет подавать документы на прикладную статистику (матфак ДонНУ).
Её восхищают врачи-хирурги, но мечтает стать дизайнером, впрочем, сначала - классическое образование, а после - творчество.
- В профессии должно всё совмещаться - карьера, деньги, удовольствие, - считает Катя. - Не получится добиться высоких результатов, если скучно. Человек достигнет успеха только в том деле, в которое вложит душу.
Отличники-ботаники и зубрилы - в прошлом, современные дети умеют развлекаться. Катя в свободное время занимается плаванием, танцует, читает английских авторов в оригинале (любимая книга - Дафна де Мурьер "Ребекка" (Daphne de Maurier "Rebecca") и шьёт. Универсальная примета перед контрольной или экзаменом - книжку под подушку, но, в принципе, не суеверна. Пожимает плечами - как чёрная кошка может изменить ход событий?
Саша Максимов: спокойствие самурая
- Я могу сделать всё, чем увлекусь по-настоящему, - уверенно говорит следующий собеседник "КП" Саша Максимов, выпускник донецкого УВК №1. И нет оснований ему не верить - "огонь, вода и медные трубы" - испытание внешним независимым тестированием он прошёл трижды - украинский - 199 баллов, математика - 200 и физика - 197.
Впрочем, несмотря на неимоверную уверенность в себе (качество редкое для подростка), Саша признаётся, что не ожидал таких высоких результатов. А сертификат по физике и вовсе стал "подарком" для папы - пришёл по почте аккурат на его день рожденья.
Учиться Саша хочет в Киеве, будет подавать документы в КПИ (политехнический институт). В профессии главной считает логику. Будущий системный аналитик серьёзен и целеустремлён. Немного эгоистичен, как все подростки, но самокритичен (самым серьёзным своим недостатком считает то, что уж слишком мало времени уделяет друзьям - "не хватает времени на жизнь"). Единственный ребёнок в семье.
Папа передал увлечение радиоэлектроникой, на досуге мальчик собирает разные электроприборы. Расслабляется на тренировках по карате (спортклуб "Бусин-кан"). У Саши Максимова 2-й коричневый пояс, в свои 17 он кандидат в мастера спорта. Не по годам сдержанного и спокойного вундеркинда привлекает загадочность японской культуры.
- Для самураев главное - честь. Мне это очень близко. В настоящей жизни такое редко встретишь. Мечта у меня простая - прожить жизнь, чтобы никому не навредить, принести как можно больше пользы, возможно я альтруист, - напоследок признаётся Саша.
Паша Мищенко: гений в творческом поиске
Пашу Мищенко, выпускника Областного многопрофильного лицея "Эрудит" "Комсомолка" приметила ещё в прошлом году, когда, будучи десятиклассником, он победил на Международной олимпиаде по математике во Вьетнаме (см. номер "КП" от 7.08.2007). В этом году двойной повод для встречи - старый знакомый оказался в числе школьников, которые получили высшие баллы по тестированиям, и 5-я ежегодная Международная олимпиада, на этот раз уже в Мадриде, куда Паша отправляется через 2 недели.
С учебным заведением самый умный математик мира уже определился - будет поступать в МФТИ (киевское отделение), естественно, на прикладную математику. Жаль только, сертификаты по тестированиям не пригодятся - вступительные экзамены и собеседования в российских вузах никто не отменял.
Серьёзная подготовка плюс удача - формула успеха юного математика. А пока он в творческом поиске.
- Все спрашивают, кем я мечтаю быть - мне и самому интересно... С будущей специальностью я пока не определился. Обещаю за 5 лет в институте "исправиться", - уверяет Паша.
Всё свободное от математики время юный эрудит проводит с друзьями, слушает "Metallica", "Korn", гоняет в футбол во дворе и борется с собственной ленью.
Комментарий специалиста
Анна Шалун, психолог "Медико-психологического центра" Донецкой областной психоневрологической больницы:
- Грубо говоря, школьные отличники делятся на две категории: "карьеристы" и "мамины радости".Первые - учатся "для себя", так сказать, наименее "страдающая" часть круглых отличников (встречаются они достаточно редко). "Карьеристы" к старшим классам чаще становятся устойчивыми хорошистами. И главное - как правило, они добиваются отличных оценок по своей воле и по известной им мотивации. А вот "мамины радости" - встречается куда чаще, и получают нередко от своей учебы больше проблем, чем привилегий. Такие дети становятся отличниками, потому что "так хочет мама" (или какой-то иной значимый взрослый с психологической функцией родителя). Любая "не отличная" оценка для ребенка - сильнейший стресс. Он становится зависимыми именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений.
Говорить именно о "комплексе отличника" можно в том случае, когда стремление к отличным оценкам как-то человеку в жизни мешает.
"Синдром отличника" опасен тем, что подверженный ему человек - как в учебном заведении, так и в жизни вообще - порой не желает знать ничего "сверх программы". Возникает некий ограниченный кругозор, некие "шоры", выйти за рамки которых нет мотивации. В общем, так или иначе, отличники в учебе, практически никогда не бывают отличниками и даже хорошистами в жизни.
Комплекс отличника - это вовсе не пожизненный приговор, как, к сожалению, нередко думают многие. И даже если он сформировался в результате каких-то воздействий родителей, решавших таким образом свои какие-то проблемы и задачи - тоже не фатально. Да, детские переживания и впечатления имеют большое значение в формировании модуса жизни, но никак не определяющее.