Просьба: к празднику приструнить крупный рогатый скот
«Уважаемые жители села Ванавара!
Просим вас до 01.06.2008 навести чистоту и порядок возле своих домов и усадеб, отремонтировать ограждения, покрасить палисадники, придать архитектурно-эстетический вид... За нарушение - 3000 рублей административного штрафа...»
Далее по тексту: всех собак на привязь (иначе либо их поимка с последующей «утилизацией», либо штраф 5000 рублей), крупный рогатый скот со дворов не пускать (иначе выложить придется 3000 целковых), пивные банки и бутылки не разбрасывать (можно попасть на пять тысяч рублей).
Кончается же грозное объявление вполне миролюбивым обращением к селянам: «Проведем мероприятие мирового и научного значения в чистом, красивом и гостеприимном нашем селе!»
Листовки с таким содержанием расклеены по всей Ванаваре - населенному пункту, ближе всего расположенному к предполагаемому району падения Тунгусского метеорита. С сегодняшнего дня всю неделю здесь будут проходить празднества, посвященные 100-летию этого события.
|
Ванавара - село охотников и рыболовов. Население - около трех тысяч человек. Деревянные одно-, двухэтажные дома, деревянные тротуары. Зато рядом с поселком есть нефтяное месторождение районного масштаба и нефтеперегонное предприятие. Поэтому с отоплением и горячей водой в Ванаваре проблем нет.
И именно из этого места обязательно стартуют все экспедиции, отправляющиеся, как здесь говорят, «к метеориту» - таежному району, где в далеком 1908 году приключился страшный и загадочный взрыв.
Явление бога Огды
Что это было - толком до сих пор неизвестно. Около семи часов утра во вторник, 30 июня 1908 года, жители Центральной Сибири были разбужены непонятным шумом, доносившимся с небес. А те, кто был на улице, наблюдали, как в вышине промчался огненный шар (некоторые свидетели говорили, что шаров было несколько, другие видели «горящее бревно в небе»). Объект был неимоверно ярким («так что слепли глаза»). Издавал страшный грохот («дрожала посуда на столах, лопались стекла»). А потом где-то над тайгой раздался мощный взрыв. Сейсмостанции в Сибири, Европе и Америке зафиксировали, что ударная волна дважды обогнула земной шар. Следующей ночью во всем северном полушарии люди наблюдали необычное свечение неба. Белые ночи, например, зафиксированы были даже в Ташкенте. Так продолжалось несколько суток подряд. Конечно, газеты в то время много писали об этих загадочных явлениях. Но воссоздать полную картину случившегося
30 июня было очень сложно. Никто не знал, где точно произошел взрыв. Российская академия наук даже направила запрос енисейскому губернатору, но и он оказался бессилен. Потому как те, кто мог пролить свет на загадку, помалкивали.
Рассказывает инспектор заповедника «Тунгусский» Валентина БЫКОВА:
- В день катастрофы в нескольких десятках километров от Ванавары было стойбище эвенков. Они тоже наблюдали полет «чего-то» по небу. После взрыва на горизонте все заволокло дымом. А у кочевых эвенков четкое правило: если начался лесной пожар, надо бросать все дела и попытаться его затушить. Мужчины из стойбища отправились навстречу огню. Но далеко не прошли. Их путь проходил мимо двух холмов, где эвенки всегда брали камень для заточки ножей. Но на этот раз оказалось, что у одного из них начисто срезана вершина, а на месте второго и вовсе образовалось озеро. Вода в нем шипела и ходила по кругу.
Вскоре осмотреть озеро приехал местный купец Карп Суздалев, чуть ли не хозяин фактории Ванавара. Рассказывают, будто бы именно он посоветовал эвенкам молчать про этот случай. Мол, событие привлечет множество экспедиций, которые будут пугать зверя, спалят тайгу, в общем, пропадут все охотничьи угодья. Эвенки и так были напуганы схождением с небес эвенкийского злого огненного бога Огды, как они представили себе это явление, а потому на посещение района взрыва и вовсе было объявлено табу.
Озеро сохранилось до наших дней. Сейчас оно называется Суздалево. Считается, что при взрыве произошло землетрясение с подвижкой пластов. Поэтому один из холмов и ушел под воду.
А настоящие исследования Тунгусского метеорита начались лишь 13 лет спустя, в 1921 году, когда натуралисту и естествоиспытателю Леониду Кулику попалось на глаза журнальное описание тех давних событий. Но добраться до эпицентра взрыва он смог только через шесть лет.
|
По «тропе Кулика»
Леонид Кулик - самый знаменитый исследователь тунгусского явления - несколько раз побывал в Ванаваре. Но никаких достопримечательностей, с ним связанных, в самом селе нет. Настоящие «тунгусятники», чтобы прикоснуться к реликвиям, отправляются далеко в тайгу. Там с 20-х годов прошлого века сохранились деревянные избы, бани, лабазы, построенные отважным исследователем и его попутчиками.
|
Однако просто так попасть к месту взрыва Тунгусского метеорита сейчас не удастся. Ныне этот район - Государственный природный заповедник «Тунгусский». И зайти на эту территорию можно только с разрешения администрации заповедника. Сбор ягод, грибов, охота и рыбалка запрещены даже для аборигенов.
|
Напрямую от Ванавары до эпицентра взрыва всего 66 километров. Это на вертолете. А мы с инспектором заповедника Валентиной Быковой и проводником эвенком Андреем отправились «прикоснуться к святыням» по реке. Водный путь до культового для всех «тунгусятников» места обитания профессора Кулика под названием «Пристань» идет по речкам Подкаменная Тунгуска, Чамба и Хушма. Общая его протяженность - около 200 километров, и занимает он два дня.
Заброшенный рудник Хрустальный
Леонид Кулик организовал шесть серьезных экспедиций в район взрыва метеорита. У него были грандиозные планы. Мечтал обустроить аэродром и доставить в район Ванавары несколько самолетов «Юнкерс». Хотел построить узкоколейную железную дорогу к болоту, которое, как он предполагал, образовалось на месте падения метеорита, - его надо было осушить и вывозить фрагменты «небесного гостя», начиненные ценными металлами, например никелем. А в том месте, которое сейчас называется «Пристанью» (в глухой тайге. - Ред.), Кулик мечтал выстроить громадный дворец науки, где круглый год работали бы исследователи Тунгусского метеорита. И ученый постоянно требовал от Совнаркома, от Академии наук денег, денег, денег... Кулик раздавал скандальные интервью, ругался с начальством в Москве, стучался в самые большие кабинеты. Порой ему шли навстречу (его работе одно время покровительствовал академик Владимир Вернадский). Но все равно средств не хватало, русских рабочих было мало, а эвенки не всегда соглашались идти в запретное место даже за приличное вознаграждение. Кулик не сделал даже десятой доли от того, что задумал. Потому как в ценности метеорита, даже если бы его удалось найти, многие ведущие ученые страны все-таки сомневались, и к ним власти прислушивались.
|
Зато исследователь наверняка завистливо заскрипел бы зубами, узнав, какие средства государство вложило в этот район уже после Великой Отечественной войны. Но, увы, нисколько даже не пытаясь искать Тунгусский метеорит.
Примерно на половине водного пути от Ванавары до эпицентра взрыва, прямо на берегу реки Чамбы, сейчас догнивает заброшенный поселок Прииск Хрустальный. Основан он был в 1957 году рядом с месторождением очень редкого для нашей страны исландского шпата. Одна из особенностей этого прозрачного минерала - двойное лучепреломление. Поэтому он незаменим в оптических приборах. Работы на прииске курировали военные, и недостатка в людях (здесь одновременно трудилось до 300 человек) и технике не было. Летом вертолетами, а зимой тракторами по льду замерзших рек сюда доставляли тысячи тонн груза. Работали две шахты с общей протяженностью ходов в несколько километров, была узкоколейная железная дорога - ау, Леонид Алексеевич Кулик! - электростанция, котельная, клуб, две вертолетные площадки и несколько десятков жилых домов-бараков. К 1983 году жила ушла под реку, и производство стало нерентабельным. Людей увезли, а технику бросили. Оставшимся здесь ломом в виде тракторов, грузовых машин, вагонеток и оборудования из шахт можно было бы загрузить несколько железнодорожных составов. В Ванаваре один из старожилов поселка рассказал мне, что ученые из Томска и Красноярска выходили на военных с просьбой организовать здесь постоянную базу для исследователей Тунгуски. Увы, вояки отказали. Еще несколько лет после закрытия поселка его охраняли, дабы аборигены из Ванавары не растащили казенное имущество. А когда все пришло в негодность, ушли и сторожа. Сейчас сюда наведываются лишь сотрудника заповедника, ночуя по дороге на «Пристань».
Для туристов построили целый город
Не узнал бы сейчас Кулик и свою любимую «Пристань», или, как она называлась в его документах, «13-ю заимку». С 1929 года здесь сохранились изба, баня и лабаз, построенные первыми исследователями. Здесь был штаб экспедиции, отсюда уходили разведочные отряды, сюда стекалась вся собранная информация. «Пристань» стоит на границе сплошного вывала леса, обнаруженного Куликом еще в первой экспедиции. Здесь постоянно, в несколько смен, живут инспектора заповедника, охраняя достопримечательности от зверья и диких туристов, если таковые все же доберутся сюда через все охранные кордоны. Отсюда они водят экскурсии к предполагаемому эпицентру взрыва. Люди таежные, знающие все тропы в этом районе. И первые слова, которыми они меня встретили: «А че ты сюда приперся? Кулик был не прав: метеорит если и падал, то вовсе не здесь».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
«Леонид Кулик подхалим, но с Божией искрой»
Будущий исследователь Тунгуски родился в 1883 году. В 1903-м поступил в Петербургский лесной институт. Через год отчислен за связь с социал-демократами. Еще через два посажен в тюрьму, а потом сослан в Миасс.
1911 год - знакомится с Владимиром Вернадским, возвращается в Петербург и становится сотрудником Минералогического музея.
В первую мировую призван на фронт. Революцию встретил в чине поручика. Насильно был призван в белую армию. Почти сразу сдался красным.
1924 год - оканчивает Ленинградский университет по специальности «минералогия».
1927 - 1939 гг. организует шесть экспедиций в район взрыва Тунгусского метеорита.
В начале Великой Отечественной уходит на фронт и зимой 1941/42 гг. в плену умирает от тифа.
«Леонид Алексеевич был сильный духом и очень упорный человек, - рассказывает один из современных исследователей проблемы Тунгусского метеорита, кандидат физико-математических наук Андрей ОЛЬХОВАТОВ. - Если бы не он, то мы сейчас и вовсе бы ничего не знали о Тунгусском метеорите. Но все же многие относились к нему с недоверием из-за развернутой им в обществе «тунгусской кампании».
Несколько цитат из дневника академика АН СССР Владимира ВЕРНАДСКОГО:
6 сентября 1928 г.
Все время мысль о Кулике: один в тайге без возможности выхода в течение 3 мес[яцев]. Акад[емия] не может помочь, (Сытин) - обратился в Совнарком. Кулику отпустили 8000 р. вопреки А[кадемии] н[аук]. А надо 25 - 60 000.
Все-таки есть красота и хорошее в энергии Кулика.
12 марта 1932 г.
Кулик - безалаберный, иногда аморальный, благодаря трусости и борьбе за существование: он как общественный деятель был бедой - давил людей добросовестным сыском. И в то же время у него искра Божия в его исканиях с метеоритом. И тут соединяется: большое творчество (неосознанное) и охват, и понимание чутьем.
26 января 1941 г.
Кулик с 1900 годов был как помощник лесничего приглашен мною для составления монографии копей Ильменских гор - (он) заинтересовался минералогией и метеоритами. В голодное время организовал «метеоритную экспедицию» - форма промышления пищи в голодное время. Напечатанный в Акад[емии] в «Изв[естиях]» отчет - как все работы Кулика - неточный, но есть и интересное. От его успеха с Тунг[усским] метеор[итом] - у него закружилась голова.
Получил всемирную известность. Работник-формалист. Знает много, но больше любитель. Подделывается к власти, выступает как безбожник.
Окончание читайте в номере «КП» от 1 июля.