Президент Польши Анджей Дуда одобрил закон об Институте национальной памяти, который вводит уголовную ответственность для тех, кто обвиняет поляков в причастности к Холокосту и отрицает преступления "украинских националистов". Но перед подписанием президент передал закон в Конституционный суд, чтобы разрешить все сомнения.
В Украине реакция на решение Дуды неоднозначная. Народный депутат Антон Геращенко считает, что этот закон ничем не угрожает украинцам, живущим и работающим в Польше. В противовес ему депутат Ганна Гопко заявила, что закон может стать инструментом запугивания или давления на украинскую общину.
Президент, премьер и украинский МИД пока молчат.
Ганна Гопко, глава комитета по иностранным делам:
|
- Мы обеспокоены ростом антиукраинских настроений в Польше. А этот закон может быть инструментом дальнейшего запугивания или давления на украинскую общину из-за того, что в польских СМИ будет нарастать истерия, и не будет возможности вести дискуссию об исторической правде, не будет академической свободы проводить исследования.
Украинская позиция была в том, чтобы не опускаться до уровня польских политиков в вопросе излишней политизированности истории, а держать высокую планку и четко говорить о стратегическом партнерстве.
Антон Геращенко, народный депутат:
|
- Украина не должна идти на то, чтобы ухудшать отношения с Польшей, потому что все это пройдет. И этот закон не приведет ни к чему плохому, если мы не будем накручивать, чтобы говорить против поляков плохие вещи. Если мы сейчас будем поднимать историю за последние 100 лет, у нас будет много вопросов. Начиная с того, что Москву основал киевский князь Долгорукий, а татары должны нам 800 лет назад за то, что они разрушали Киев. Поэтому я считаю, такими вопросами должны заниматься историки, а не политики. Конечно, в России сейчас аплодируют такому решению.
Почему Польша приняла это решение? У меня такое ощущение, что это из-за предстоящих выборов. Некоторые правые политики считают, что они таким образом группируют своих избирателей. Но я считаю, что это контрпродуктивное решение...
Украинцам в Польше ничего не угрожает, кроме зарплат, которые, к сожалению, выше, чем в Украине. Мы должны создавать в Украине такие условия, чтобы миллионы украинцев не уезжали на заработки в Польшу или в Россию.
Владимир Вятрович, глава Института Национальной памяти:
|
- Стратегическое партнерство? Президент Польши подписал новый закон об ИНН. Обращение МИД, парламента и Президента Украины проигнорированы. В выступлении Анжея Дуды, во время которого он обосновывал свое решение, об Украине и украинцах - ни слова.
РЕАКЦИЯ ПОЛЬШИ
Мнения польских политиков тоже разделились. Одни поддерживают подписание закона, другие считают, что Дуда поддался давлению со стороны националистов, и ухудшение отношений с США и Израилем неизбежно.
Станислав Карчевский, маршал Сената Польши:
- Подписание поправки к закону об Институте национальной памяти - правильное решение президента. Также правильно, что президент отправил документ в Конституционный суд, чтобы разрешить любые сомнения.
Катажина Лубнауэр, депутат Сейма, заместитель главы партии "Новочесна":
- Это ошибка с точки зрения безопасности Польши. Перед лицом драматического дипломатического кризиса со стратегическими партнерами Польши я призываю созвать Совет национальной безопасности.
Славомир Нейман, глава фракции "Гражданская платформа" в Сейме:
- Решение президента - это плохое решение. Это результат давления. Он поддался партийным интересам. Подписание будет только углублять дипломатический кризис и разжигать отношения с Израилем и США.
Павел Кукиз, основатель политической партии Кукиз'15:
- Это очень хорошее решение. Закон уже вступил в силу, и в то же время мы показываем, что мы открыты для дальнейшего обсуждения. В случае каких-либо неточностей президент сможет представить свой законопроект в парламент. Закон является обязательным и отбрасывает все обвинения против польского народа и польского государства за ужасные преступления Германии.
Все зависит от доброй воли Израиля и напряженной работы Министерства иностранных дел Польши и Канцелярии президента. Направление в Конституционный суд оставляет место для дальнейшего обсуждения. Пусть Израиль поставит себя на место Польши. Представьте ситуацию, когда Кнессет отвергает законопроект под давлением поляков.