Казалось бы, массовыми мероприятиями нас уже не удивишь, но организаторам вечернего действа 28 января это удалось. По центру Киева круто прошагали 600 равных, как на подбор, парней в пятнистой форме, с балаклавами на лицах и нашлепками на спине "Національні дружини".
Утомленный палаточными лагерями, ослепленный факельными шествиями, оглушенный патриотическими лозунгами народ неожиданно присел: а это кто пришел нас спасать? В соцсетях который день обсуждают, что камуфляж новоявленных дружинников почему-то смахивает на униформу бывшего "Беркута", что приносили они присягу под темными флагами - и ни одного нашего светлого украинского, и что обещанный ими порядок больше похож на угрозу репрессиями.
Самые пугливые увидели "руку Кремля", начало государственного переворота и преследования инокровцев. Но главный вопрос: кто и какими полномочиями наделил этих парней, обещающих "чистить украинские улицы от гнили", так и остался интригой.
Обертка новая - идея старая
Спецэффекты и правда удались. Общество даже не заметило, что ему преподнесли в новой обертке старую затертую идею: патриотически настроенная общественность в противовес слабым и коррумпированным правоохранителям берет в свои руки борьбу за закон и порядок - так, как она их понимает. Помните, как задолго до Майдана действовали ячейки активистов, громивших (заодно и грабивших) игорные салоны, точки по сбыту наркотиков и подпольных самогонщиков?
После смены власти, когда стражи закона разбежались по углам, на охрану порядка вышли активисты самообороны, "Правого сектора" и других сплоченных революцией формирований. Временем это было оправдано, так как из щелей, где жались силовики, шустро выполз разного формата криминал. Но как-то пошло не туда.
В борьбе за порядок добровольцы открывали стрельбу, "чистили" при проверках автомобили, разбирались с одними бизнесменами по просьбе других, отжимали отжатое, "кошмарили" налетами суды и прокуратуру.
Времени на войну с ворами и грабителям почти не оставалось. Поэтому жители городских микрорайонов и сел сами сбивались в группы, бродили ночами по улицам, чтоб хотя бы отпугнуть от своих домов и семей чужаков.
Стихийно сформированные отряды добровольцев со временем рассосались. Идейные, напротив, сплотились под патронатом политиков и олигархов (не уставая обещать бороться с последними). На криминальную картину Украины и то и другое никак не повлияло. Грабежи, разбои, заказные убийства остались обычным делом, а наводнившее страну оружие принесло запах пороха даже в бытовые разборки.
МВД тем временем сотрясали люстрации, реформы, на бандитов не хватало ни времени, ни людей.
Закон есть, но он не годится
Общественный запрос на защиту был и остается. Если полиция не справляется, то кто бы спорил: добровольцы ей в помощь! Принятый в 2000 году закон об участии общественных формирований в охране общественного порядка наделяет дружинников едва ли не половиной полномочий, которые имеют люди в погонах. Они могут патрулировать улицы, использовать спецсредства, следить за соблюдением правил торговли, разоблачать наркодилеров.
Читатель может не поверить, но такие законные формирования созданы при многих управлениях или отделах полиции.
- В большинстве своем они являются фикцией. Выступают посредниками для "крышевания" определенного бизнеса, разновидностью охранных структур, - поделился с "КП" в Украине" источник в МВД. - Это еще и безотказная коррупционная схема для выдачи разрешений на травматические пистолеты. Купил корочку дружинника - получай оружие.
Преследуй "Национальные дружины" общественно полезные цели, они могли бы легализоваться на основе закона и исправить положение в нашу с вами пользу. Но судя по тому, как в организации избежали ответа на этот вопрос "КП" в Украине", она зарегистрирована просто как общественная. Что-то вроде кружка юных агитаторов и пропагандистов. Полномочий насаждать порядок ровно столько же, как у нас с вами. Главное - не нарушать. Не бить, не громить, не грабить!
- Хоть эти дружинники и декларируют, что собираются помогать полиции, но в то же время дистанцируются от нее, - отмечает эксперт по безопасности Сергей Шабовта. - Заявляют, что, если полиция не будет успевать, они станут действовать на свое усмотрение. Дают заявку на самосуд.
|
Темы быстрого пиара
Вышедшая на Крещатик под темными знаменами "НД" имеет, оказывается, историю в целый год. Их страница в Фейсбуке пестрит фотографиями с занятий по стрельбе, популяризируются ножевые бои. Сообщается о рейдах по залам игровых автоматов, точкам продажи алкоголя и наркотиков. В Сети можно найти ролики о конфликте полиции и дружинников в Кременчуге, погроме "наливайки" в Подольском районе Киева. Все это темы, на которых сегодня принято делать быстрый пиар. В соцсетях народ справедливо пишет, что на "улицах разбитых фонарей", куда патрульные носа не кажут, смелых дружинников тоже отродясь не встречали.
- Думаю, то, что мы видели, это большая игра дряблыми мускулами, - говорит Сергей Шабовта. - На самом деле организация не такая большая и не такая сильная. И преследует те же цели, что и все движение "Азов" (в "НП" не скрывают, что являются его ячейкой. - Ред.). Его "Национальный корпус" не раз проявлял себя радикальными акциями. В данном случае опасно, что вложенная в молодые головы агрессия делает их неуправляемыми и может "выстрелить" в любую сторону. Сегодня они воюют с алкоголиками, завтра мотивируют чей-то бизнес, послезавтра - ищут врагов народа. Это не привносит порядок в общество, а скорее расшатывает его.
И немного политики в ленту
Известно, что если инициатива с подтекстом, ее нужно организовать и возглавить. Но в Нацполиции явно не хотят брать дружинников под свое крыло, чтобы придать их прыти законность. Завсегдатай Фейсбука министр Аваков обошел бы и вовсе эту тему стороной, если бы не пресс-конфренция. Да и тут отделался общими фразами, дескать, деятельность будет незаконной в случае применения силы… Все это мы уже проходили, когда общественники жгли "Интер" или били окна в банковских офисах.
А тем временем недавний парад-алле конспирологи напрямую связывают с Арсеном Борисовичем и нынешней модой на частные армии.
- Воскресный марш был воспринят так остро потому, что люди понимали: это не государственная структура, это некая непонятная многим сила, за которой стоят деньги и влияние. Одно дело знать, что такое есть, другое - видеть откровенную демонстрацию, - говорит политолог Алексей Якубин. - У людей также возникли аллюзии на 30-е годы, когда в Германии и Италии похожим образом демонстрировал себя нацизм.
Зрители, по словам политолога, понимали также, что полиция не против такой демонстрации и готова вступить в сотрудничество с подобными формированиями.
- Это можно расценить и шире - как продолжение конфликта Авакова и президента. Послание Порошенко и нашим западным партнерам, если те захотят принимать важные решения без "Народного фронта" и Авакова. Намек на ресурс силы, которую можно использовать.
Да и выборы скоро, господа. Там тоже понадобится порядок.