Сбить цену можно не всегда, но очень часто! Конечно, не стоит рассчитывать, что кассир продуктового магазина скинет вам цену на хлеб, сыр или йогурт. Но при покупке квартиры или машины, в антикварных магазина, туристических агентствах торговаться можно и даже нужно!
Немного статистики
Портал Picodi провел опрос нескольких тысяч человек по всему миру, дабы выяснить, что именно влияет на успешность торга. И выяснил достаточно интересные факты.
Во-первых, оказалось, что мужчины торгуются чаще женщин (45% против 37%), но при этом получают чуть меньшие скидки (17% и 18% соответственно).
Во-вторых, выяснилось, что Украина входит в топ-10 стран, граждане которых любят торговаться. А выглядит это список так (в скобках указан процент людей, которые всегда не прочь выторговать себе скидку): Колумбия (86%), Чили (84%), Греция (80%), Словакия (79%), Чехия (78%), Турция (75%), Аргентина (74%), Перу (72%), Россия (67%), Украина (67%).
В-третьих, любить – не значит уметь. И успех торга также имеет свои географические особенности. В частности, оказалось, что наилучших результатов в непростом деле торга достигают жители ОАЭ, Чили и Греции.
В-четвертых, исследование выяснило, что мужчины и женщины по-разному подходят к процессу переговоров. Мужчины, торгуясь, невольно оказывают давление, в то время как женщины более склонны к компромиссу. В большинстве стран считается, что женщинам легче торговаться, чем мужчинам, хотя испанцы, аргентинцы, чилийцы и британцы уверяют, что пол в этом деле ни при чем!
И, наконец, достаточно существенным фактором, влияющим на результативность торга, является внешность. При этом авторы исследования уточняют, что под словом "внешность" подразумевают не только сугубо физическую привлекательность, но и ухоженность, улыбку, обаяние и т.д.
А вот и топ-10 стран, в которых считают, что внешность является ключевым фактором успеха при торге:
- Канада
- США
- Россия
- Германия
- Украина
- Великобритания
- Испания
- Италия
- Франция
- Турция
Это целое искусство!
Разумеется, умение сбивать цену зависит от определенных качеств. Некоторые из них можно развить, однако, говорят эксперты, большая часть все же зависит от природных задатков личности. Например, такие качества, как эмоциональный интеллект или когнитивные способности оказывают влияние на то, каким образом мы анализируем ту или иную ситуацию, взаимодействуем с окружающими нас людьми и даже на то, как мы торгуемся. А некоторые большие любители торговаться, благодаря своей необычайной способности, не только прилично экономят, но и даже зарабатывают этим на жизнь.
В азиатских странах искусство торговаться основывается, прежде всего, на умении правильно выстраивать отношения между продавцом и покупателем. В этих культурах хорошие взаимоотношения предшествует ведению бизнеса, а процесс переговоров о цене считается не чем-то зазорным, а отличной возможностью пообщаться и познакомиться ближе.
При этом жители Австралии, Канады, Великобритании, США предпочитают более прямолинейный стиль переговоров, нередко с вплетением шуток, из-за чего процесс торга может обернуться фиаско и даже привести к конфронтации. Более чем две трети американцев признались, что ничего приятного в процессе ценового торга для них нет, хотя те, кто пытался, смогли "сбить" в среднем 17%.
Как торгуются украинцы
Итак, как уже говорилось выше, Украина входит в топ-10 стран, где граждане, по их собственному признанию, торговаться любят. По крайней мере, так утверждают две трети (67%) опрошенных украинцев.
С помощью искусства торга нашим согражданам удается сэкономить 18% от первоначальной стоимости. Для сравнения: немцы и американцы в среднем "скидывают" 17%, а поляки - 15%.
Как показали результаты опроса, чаще всего украинцы пытаются сбить цену на услуги, связанные с ремонтом квартиры (32%), на аренду жилья (29%) и такси (22%).
- Скорее я бы сказала, что 67% не "любят торговаться", а "считают необходимым это делать", учитывая нынешнюю экономическую ситуацию в стране вообще, и ситуацию с личными семейными бюджетами в частности, - прокомментировала результаты исследования психолог Марина Деркач. – Но до сих пор еще немало людей считают "просить скидку" ниже своего достоинства, что, на мой взгляд, является ошибкой.
Психолог советуют запомнить простое правило: если вы просите продавца уступить вам в цене, хуже точно не станет! В самом худшем случае цена останется такой же, но, вероятнее всего, все же уменьшится.
А экономист Андрей Мартынюк добавляет: есть ситуации, в которых торговаться нужно обязательно.
1.На рынке
Здесь торговаться нужно всегда, вне зависимости от того, что вы покупаете – одежду, табуретку или творог.
2. При покупке дорогостоящих вещей
Квартира, автомобиль, дорогая одежда, антиквариат, мебель, ювелирные украшения – при покупке всех этих вещей торговаться обязательно как минимум потому, что даже пару процентов скидки выльются в существенную сумму.
3. В турагентствах
Включите обаяние – и вы непременно получите если не скидку, то отель той же категории, но по более низкой цене.
4. При покупке оптом
Несмотря на новые маркетинговые ходы некоторых магазинов ("КП" в Украине" ранее писала о том, что столичные продуктовые супермаркеты умудряются устанавливать цены на опт дороже, чем на розницу – Авт.), старое доброе правило остается в силе: оптом – дешевле. Так что если покупаете две и больше единиц товара у одного продавца, просите скидку!
5. Если вы – постоянный клиент
Причем, продавцу не лишне об этом и напомнить, если он "забыл". А то ведь вы вполне можете стать постоянным клиентом у его конкурента.
Кстати, авторы исследования утверждают: если тренироваться, то можно довести свои способности вести торг до идеала! Будьте открытыми и никогда не соглашайтесь на первую цену. Может, вам и не всегда удастся добиться значительных уступок, но это не беда! Ведь торгуясь, вы работаете над уверенностью в себе и увеличиваете свои шансы добиться успеха в будущем.