На фоне усиливающихся карантинных мер во многих странах мировая экономика показывает себя лучше, чем ожидалось ранее. Каждый новый прогноз немного улучшает предыдущий и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Внешние факторы в ближайшее время будут играть на руку Украине. Однако проблема отсутствия внятной экономической стратегии внутри страны может сказаться на курсе национальной валюты не лучшим образом.
Лучше, чем ожидалось
В октябрьском прогнозе МВФ был улучшен прогноз относительно падения мировой экономики. То есть экономический кризис замедлил все процессы, но не так сильно, как предполагалось ранее.
"Мы переживаем тяжелые времена, но все же есть некоторые поводы для надежды, - говорится в . - Последние данные говорят о том, что экономика многих стран начала восстанавливаться более быстрыми темпами, чем ожидалось после снятия ограничений, введенных во время Великой самоизоляции".
В фонде надеются на то, что в 2020 году мировая экономика сократится "всего" на 4,4 %. В предыдущем прогнозе они говорили о сокращении глобального ВВП на 4,9 %. То есть полпроцентных пункта экономика у кризиса "отыграла".
Согласно докладу "Перспективы развития мировой экономики", самая масштабная рецессия на европейском континенте ожидает Испанию, ВВП которой сократится, по прогнозам МВФ, на 12,8 %. Экономика США потеряет 4,3 %, Японии - 5,3 %. А вот ВВП Китая, согласно прогнозу экспертов, на фоне всеобщего падения вырастет на 1,9 %.
Эксперты также предсказывают обвал цен на нефть - по их подсчетам, они снизятся в этом году на 32 %, что крайне негативно отразится на состоянии экономики стран - экспортеров "черного золота".
При этом в докладе подчеркивают, что путь к восстановлению мировой экономики будет "долгим и трудным". Из-за кризиса мир может не досчитаться около 30 триллионов долларов в виде потерянного валового внутреннего продукта (ВВП). Такие убытки могут быть получены в течение нескольких лет.
Чего ждать Украине
Для Украины МВФ тоже обновил прогноз. Фонд улучшил оценку падения ВВП Украины в 2020 году до 7,2 с 8,2%, как об этом говорилось в июньском прогнозе. Также улучшены ожидания роста украинской экономики в следующем году – с 1,1 до 3%, а в 2025 году МВФ прогнозирует рост ВВП Украины на 4%.
При этом оценка среднегодовой инфляции в Украине в 2020 году понижена с 4,5 до 3,2%, в следующем – с 7,2 до 5%. Инфляция на конец периода, согласно документу, в этом году составит 5,2%, в следующем возрастет до 5,8%.
Несмотря на то что прогноз был улучшен, украинские чиновники говорят, что МВФ слишком пессимистичен в отношении нашей страны. Офис президента Украины ожидает, что падение внутреннего валового продукта в Украине в 2020 году составит не более 4,8%, как и прогнозируют в правительстве.
- Если мы посмотрим на статистику последних пяти лет – на самом деле МВФ достаточно пессимистично оценивает темпы роста экономики, - заявила замглавы Офиса президента Юлия Ковалив. - На самом деле, по оценкам Министерства экономики в этом году, мы оцениваем, что падение ВВП будет не более 4,8%.
Чей прогноз окажется более точным, узнаем через два месяца.
Что будет с курсом
Для простых людей темпы роста ВВП – это какая-то абстрактная величина, которая мало влияет на их личный бюджет. Поэтому куда больше интересует курс доллара, который будет в ближайшее время.
МВФ и тут улучшил прогноз для гривны. Вближайшие годы среднегодовой курс гривны к доллару составит:
2020 год - 27,20 грн/$ (предыдущий прогноз - 30,0 грн/$)
2021 год - 28,12 грн/$ (предыдущий прогноз - 28,9 грн/$)
2022 год - 27,96 грн/$ (предыдущий прогноз - 28,6 грн/$)
2023 год - 28,10 грн/$ (предыдущий прогноз - 28,7 грн/$)
2024 год - 28,10 грн/$ (предыдущий прогноз - 28,7 грн/$)
2025 год - 28,10 грн/$ (предыдущий прогноз - 28,7 грн/$).
Правда, в ближайшее время гривну может немного поштормить. Министр финансов Сергей Марченко заявил, что сейчас наблюдается девальвационный тренд, и колебания курса на 10%, по его мнению, выглядят нормально. При этом чиновник не видит оснований для курса 30 гривен за доллар.
А вот независимые эксперты говорят, что зарекаться не стоит. Курс национальной валюты может быть дестабилизирован вследствие искусственных факторов.
- Сейчас адвокатом "слабой" гривны выступает правительство, - говорит экономист Алексей Кущ. - Так как системообразующие налоги завязаны на таможенных платежах, которые напрямую зависят от курса – чем он ниже, тем больше таможня соберет денег в национальной валюте. Также сейчас существует и специфический фактор девальвации – вывод капитала с внутреннего долгового рынка. То есть та самая пресловутая пирамида ОВГЗ сейчас потихоньку тает. Для сравнения: на пике у нерезидентов было вложений на 126 миллиардов гривен, сейчас – меньше 80. То есть с нашего рынка за последние месяцы вывели почти 50 миллиардов гривен.
Кроме того, по словам эксперта, помощь в оттоке капитала оказывает НБУ, который запустил рефинансирование коммерческих банков под покупку ОВГЗ. Соответственно, банки могут получать дешевое финансирование в НБУ и за счет этих денег выкупать ОВГЗ, в том числе и у нерезидентов.
- Получается, что та эмиссия, которую осуществляет НБУ в виде рефинансирования, идет не в реальный сектор экономики в виде кредитования, а на вторичный рынок ОВГЗ, - говорит Кущ. - То есть получается двойной удар – сначала НБУ печатает деньги, которые попадают в руки спекулянтов, а потом НБУ еще и тратит свой золотовалютный запас для поддержания курса гривны. Сейчас правительство погрузило экономику в девальвационный шок, хоть и подают это как спасение и поддержание национальных производителей.
Конец трудовой миграции?
Еще одно интересное наблюдение о том, как коронакризис меняет мир, сделала Организация экономического сотрудничества и развития (OECD). Последние данные показывают, что пандемия коронавируса поставила точку в десятилетии роста потока мигрантов по всему миру.
В 37 странах, которые организация отслеживает, каждый пятый житель теперь - иммигрант или дети иммигрантов. Но количество новых разрешений на проживание резко обвалилось в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, поскольку многие правительства закрыли свои границы и прекратили прием заявок.
"Вполне понятно, что 2020-й будет годом исторического обвала миграции", - сказал глава отдела OECD по вопросам миграции Жан-Кристоф Дюмон.
Картинка была не менее жесткой и в странах, которые не входят в организацию и в которых проживает много иностранцев. Саудовская Аравия в первом полугодии 2019-го выдала 550 тысяч разрешений на проживание. В этом же году за это время она выдала едва 55 тысяч.
Исследование OECD в нескольких странах показало, что риск заразиться для иммигрантов вдвое выше, чем для местных. Поскольку они чаще живут в людных квартирах, зависят от общественного транспорта или работают на должностях, которые не позволяют делать свою работу из дома. Иммигранты часто работают в гостиничном секторе, где сокращения были самыми большими. В OECD говорят, что почти во всех странах иммигранты в основном потеряли работу. В США безработица среди иммигрантов была ниже, чем среди американцев. Но теперь она на 2% выше. В Швеции 6 из каждых 10 человек, которые за время пандемии стали безработными, были иммигрантами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ