На минувшей неделе Фонд гарантирования вкладов подвел итоги 2017 года. В своем релизе чиновники ведомства похвастались суммами выплат, возвращением долгов по кредитам Минфину и Нацбанку, судебными решениями и уголовными делами против бывших владельцев выведенных с рынка банков. Однако есть и другая сторона медали: уголовные дела и коррупционные скандалы вокруг самого Фонда, которые изрядно его дискредитировали на протяжении всего года. Мы собрали самые яркие примеры.
$5 млн за "Актабанк"
Лидером неформального рейтинга "антидостижений" Фонда гарантирования вкладов в 2017 году, безусловно, является пойманная на взятке в $5 млн временный администратор-ликвидатор банков Юлия Приходько. В канун задержания сотрудниками Генпрокуратуры и Службы безопасности, госпожа Приходько была назначена исполнять обязанности ликвидатора банка "Форум", а до этого трудилась во временной админстрации банков "Мелиор", "Актабанк", "Аксиома" и "ИнтерКредитБанк".
|
5 миллионов, по данным следствия, она требовала за невмешательство в порядок погашения банковскими учреждениями обязательств перед кредиторами и реализацию высоколиквидных активов по заниженным ценам. В частности, конкретно эта взятка якобы была получена от руководства "Актабанка" за "продажу" большого пакета документов финучреждения, которые не должны были попасть правоохранительным органам, но которые позволили бы вывести из банка часть активов.
Главе Фонда Константину Ворушилину понадобилось примерно две недели, чтобы отойти от шока и прокомментировать ситуацию. Фразы "я считал Юлию не самым плохим ликвидатором" и "я ждал новостей немного из другого места" - подтверждают, что руководитель ФГВ не ожидал такого поворота. Очень сложно поверить в то, что $5 млн ликвидатор собиралась положить себе в карман, не поделившись с вышестоящими инстанциями (если и так, то г-на Ворушилина это, наверняка, сильно задело). Не менее сложно представить, в каких объемах работала схема, если женщина за последние годы ликвидировала пять банков, и каких объемов достигает теневой рынок продажи документов другими временными администраторами, если через Фонд за последние годы прошло около сотни финучреждений.
|
Издание "Экономическая правда" детально разбирало эту ситуацию и выяснило, что Юлия Приходько могла стать "сакральной жертвой", сигналом предупреждения для других ликвидаторов, чтобы они выстраивали свои схемы "ювелирнее". Более того, по данным издания, в Фонде давно знают, что ликвидаторы получают "вознаграждение" от владельцев банков-банкротов, но ничего с этим не могут сделать, чтобы не ссориться с депутатами и Администрацией Президента.
Мошенники в "Михайловском"
На втором месте – схемы сотрудников Фонда гарантирования, выявленные при ликвидации банка "Михайловский". Сам феномен этого финучреждения, которое привлекало деньги на финансовую компанию, тем самым лишив своих вкладчиков гарантированных возмещений из ФГВФО – это, безусловно, ответственность Национального банка. Однако, как выяснили правоохранители, даже в этой ситуации сотрудникам Фонда, которые работали в рамках временной администрации, удалось немало поживиться за счет ликвидируемого финучреждения, а именно – за счет его должников.
|
Осознавая, что кредитный портфель "Михайловского" уже продан другому юрлицу – финансовой компании "Фагор" - должностные лица Фонда, несмотря на прямой судебный запрет (подтвержденный впоследствии решением Верховного суда), продолжали собирать деньги с заемщиков банка фактически по несуществующим обязательствам и при этом не перечисляли деньги реальному кредитору. За это им грозит до трех лет лишения свободы за мошенничество, за них взялась прокуратура. Учитывая общественный интерес к банку "Михайловский", трудно предположить, что руководство фонда о схемах не знало.
В этом же банке проворачивалась и операция по зачистке из баз данных клиентов, которые размещали свои депозиты через банк в финансовой компании, чтобы снизить выплаты по известному специальному закону, которым из госбюджета вкладчикам "Михайловского" было выделено 1,2 млрд. грн. денег налогоплательщиков. По данным СМИ, этим занимался весьма известный в определенных кругах ликвидатор Юрий Ирклиенко. Кроме "Михайловского", он принимал участие в выведении с рынка банков "Стандарт", "Профинбанк", "Терра Банк", "Платинум" и "Финбанк".
В "Терре", например, ему приписывают реализацию классической схемы выведения денег из Фонда гарантирования – дробление крупных депозитов, которые не подлежат гарантированной выплате (суммы более 200 тыс. грн.). Депозит делят на подставных лиц за несколько недель до введения временной администрации. По данным, опубликованным журналистами, за несколько недель до появления ВА в "Терре", Ирклиенко за 15% стоимости занимался дроблением больших вкладов на несколько миллионов долларов.
Аналогичную историю в этом же 2017 году обнаружили и в "Радикал банке", где благодаря таким манипуляциям сумма к выплате через Фонд увеличилась в 7,5 раз.
Удобная позиция Фонда – делать вид, что это разовые случаи и отдавать все на откуп правоохранительным органам – отнюдь не означает, что руководство учреждения не участвует в этом празднике жизни.
И другие "приятные мелочи"
Остальные случаи можно перечислять через запятую до бесконечности. Например, только за минувший год в Фонде обнаружились посредники, которые готовы "списывать" долги компаний в банкротящихся банках за $2000, а также те, кто готов способствовать продаже имущества этих же банков "по выгодной цене". Кроме того, была выявлена масштабная схема по выведению средств из Фонда на сумму около 6,5 млн грн. по поддельным паспортам и доверенностям(вполне вероятно – не без участия и самих должностных лиц Фонда).
К сожалению, пока не получило должной огласки уголовное производство о бездеятельности должностных лиц ФГВФО в отношении кредитов "Златобанка", выданных ряду аграрных компаний в Ривненской области. После того, как кредиты были переведены на обслуживание в "Дельта банк", а само это учреждение ушло в ликвидацию, возник риск потери активов на более, чем 1 млрд. грн., поскольку компании начали массово уходить в банкротство. Временный администратор фонда не предпринимал никаких действий для того, чтобы оспорить эти процессы в суде, в результате эта сумма была безвозвратно потеряна.
Другие уголовные производства, которые возбуждены по фактам злоупотреблений должностными лицами Фонда гарантирования в Генпрокуратуре, Нацполиции и Национальном антикоррупционном бюро, исчисляются десятками, а на счета Фонда накладываются аресты. Например, чиновников ФГВФЛ и НБУ подозревают в сговоре с аккредитованными оценщиками для искусственного снижениястоимости активов банков-банкротов.
|
Как отмечают следователи, активы таких банков как "Финансы и кредит", "Киевская Русь", "Форум" и "Стандарт" были распроданы ФГВФЛ по специально заниженным ценам. И это не говоря уже о претензиях международных организаций к декларации главы Фонда Константина Ворушилина.
Только по заявлению бывших владельцев "Укринбанка" (а сегодня – финансовой компании "Укринком") быловозбуждено более десятка уголовных делпо фактам неправомерных лиц фонда. В частности, в банке утверждают, что Фонд регулярно склоняет заемщиков либо вообще не рассчитываться с компанией по долгам, либо предлагает выкупать долги за 30% от стоимости. Кроме того, за время работы в банке временной администрации, по данным "Укринкома", было утеряно активов на 30 млн грн., а 26 компаний с активами на 800 млн грн. ушли в банкротство.
Учитывая всю историю просчетов, злоупотреблений и коррупционных скандалов только за 2017 год, масштабы махинаций, которые выявляют в Фонде правоохранители ежедневно, и сумм, которые сотрудники ФГВФО кладут себе в карман за решение проблем как вкладчиков и заемщиков, так и акционеров банков, работы силовым органам в этом направлении хватит не на один год.