"Воля" скрывает подробности крымского вопроса

Фото: КиевВласть

Фото: КиевВласть

 

Один из крупнейших украинских провайдеров кабельного ТВ и интернета компания "Воля" в ближайшее время может сменить владельцев. Информация об этом давно находится в свободном доступе. Кабельный оператор попал в сферу интересов мобильного оператора Lifecell с турецко-российскими корнями. Но тут тоже не все так однозначно. Так где же истина?

IT Providence Equity Partners, один из крупнейших венчурных фондов мира в медиа сфере, и акционер "Воли", заявил о выходе из состава учредителей "Воля". Несмотря на то, что представители фонда собирались это сделать уже давно, решение было принято только сейчас. По заявкам инвестфонда, они инвестировали в украинский рынок около 200-300 млн долларов. Но рынок уже не столь привлекателен. Другие долевые участники также непрочь избавится от актива, который по некоторым последним оценкам стал не просто невыгодным, но и убыточным. "Мы должны были выйти из этого проекта много лет назад", - отмечает представитель ЕБРР Антон Усов, для которого "Воля" непрофильный актив. А рыночная стоимость компании, на стагнирующем рынке, некогда стоящая 600 млн. долларов, оценивается участниками рынка теперь в 50 млн.

Так, кто же готов инвестировать в компанию со сложным материальным подспорьем?

Добиться правдивой информации о будущих владельцах украинской "Воли" от представителей самой компании практически невозможно. Превалирующая часть информации предоставленной пресс-службой провайдера не соответствует действительности. Так, еще летом СМИ опубликовали свое расследование, касающееся продажи крымских активов, которые по заверениям самой Воли, все были проданы еще в 2014 году российской компании "Телекоммуникационные системы". Но журналистам удалось узнать, что крымские сети продавали сами себе, прячась от санкций, и только в 2017 году сделка была завершена окончательно. Но так ли это?

По странному стечению обстоятельств в далеком 2014 году, ровно через несколько недель после аннекии Крыма россиянами, в Москве была зарегистрирована компания "Телесистемы". Первым собственником компании был Метельский Андрей Михайлович - бывший директор ЗАО "Воля-кабель", а теперь маркетинг-директор компании "Вега Телеком", входящей в СКМ Рината Ахметова. А ведь представители "Воли" всегда заявляли, что не знают кто стоит за компанией "Телесистемы" и не имеют к ней никакого отношения.  Врали.

В декабре этого года разразился новый скандал. Как сообщило издание из Крыма, в ноябре новыми собственниками крымских активов "Воли" стали граждане РФ – москвич Евгений Попов и Бойко Юлий. Кипрская компания Aquorn Holding LTD, принадлежащая опять же кипрской компании Volia LTD, продала 100% акций компании ТС физлицам -  гражданам РФ.

По странному стечению обстоятельств бывший глава "Воли" Бойко Сергей Юльевич, исполняющий должность консультанта руководителей Воли Пьера Данона и Джорджа Жембери, в ноябре в своем фейсбук отметился посещениями Евпатории и Москвы. А новым акционером ТС стал житель Евпатории Бойко Юлий.

В комментариях СМИ,  экс-глава компании Сергей Юльевич Бойко утверждает, что все дело в санкциях. Главные акционеры "ВОЛИ" - американские инвестиционные фонды Providence Equity и SigmaBlazer – как и все остальные американские компании, не могут работать в Крыму из-за санкций Госдепа США. При этом, все три года "Телесистемы" принадлежали акционерам из структуры собственности "ВОЛИ".

"Три года шло оформление, чтобы не было нарушений - из-за европейских и американских санкций, которые вводились по отношению к Крыму в 2014-м, 2015-м и 2016-м. Введенные санкции менялись из года в год, это накладывало разные обязательства на иностранные компании, которые владели активами в Крыму. Из-за санкций продажу должны согласовать регуляторы стран, в которых зарегистрированы компании из структуры собственности "ВОЛИ". На утверждение одного документа уходило до трех месяцев… Кто такой Евгений Попов, я не знаю. Это человек, которому акционеры "ВОЛИ" приняли решение продать компанию. Андрей Казначеев действительно до 2014-го руководил черкасским подразделением "ВОЛИ". О деталях сделки все это время были осведомлены акционеры кипрский Volia LTD, которая владеет "ВОЛЕЙ", им доступны все документы.", - комментирует ситуацию Бойко.

Несмотря на все очевидные подтверждения обмана, пресс-служба "Воли" продолжает неустанно вторить одно и тоже: "Как мы отмечали ранее, в 2014 году все телекоммуникационные активы в Крыму были проданы компании ООО "Телекоммуникационные системы" (ООО "ТС")".

Если проверить данные о смене собственников на сайте Картотека.ру, то помимо компании Акорн Холдинг Лимитед, которой владеет компания Volia LTD, в ноябре этого года 20% компании владел Бойко Юлий Николаевич. И если еще несколько недель назад новоиспеченный акционер говорил, что для построения новой стратегии развития, ему понадобится пару недель, то уже сейчас он неожиданно продал свой актив второму бенефициару - Евгению Попову.

В чем, так сказать, цимес этих многочисленных маневров с акционерами сказать довольно сложно. Одно понятно точно, для полноценной продажи "Воли" американским фондам Providence Equity Partners и Sigma Blazer - необходимо как-то уже окончательно решить вопрос с крымскими активами - сетями в Симферополе и Севастополе в аннексированном Крыму. Но череда неудачных попыток спрятать крымский филиал, стоимостью в 2,5 млрд рублей и стотысячную абонентскую базу накануне продажи  выглядит крайне подозрительно.

Если рассмотреть один из вариантов, гуляющих на просторах СМИ, о продаже компании мобильному оператору  Lifecell, он вызывает даже больше вопросов. У самого оператора сейчас и так достаточно расходов и собственных финансовых обязательств на фоне январьского конкурса на частоты для сетей нового поколения 4G. Покупка финансово отрицательного актива? Неужели менеджмент компании Lifecell настолько глуп? Или, возможно, существует определенный финансовый интерес в виде ретро-бонусов? Откат за лоббирование покупки "Воли" материнской компанией? В этой кухне существует одна неувязочка, собственник Lifecell - турецкая компания-оператор Turkcell , которая на 49% принадлежит россиянам, а на 51% группе компаний Cukurova Group. Turkcell находится на стадии продажи косорциуму Альфа-Банка и ВТБ, согласно решения международного арбитража. И по цепочке может оказаться, что украинский офис Lifecell играет спланированный антисанкционный спектакль, и самый крупный игрок на рынке ТВ Украины достанется россиянам. "Воля" - Lifecell – Turkcell – Альфа-Банк/ВТБ, читай Путин.

Так кому же продается или уже продалась украинская "Воля", и стоит ли верить заявлениям ее руководства, если они постоянно попадаются на вранье?