Жоржа Бормана называли гением и баловнем судьбы, благодаря ему Российская империя "подсела" на шоколад в плитке и первые "Киндер-сюрпризы".
Спасал Харьков от шоколада из желудей
|
Есть в центре Харькова магазин сладостей "Ведмедик" - сказочная комната, вся уставленная шоколадками, конфетами, печеньками. Тут же можно выпить кофе, закусив покупкой. Сладости выложены в старинных шкафах-буфетах, и пахнет шоколадом. Старые харьковчане, однако, говорят, не "Ведмедик", а "Бормановский магазин". Именно на этом месте в 1900 году открылся фирменный магазин фабрики Жоржа Бормана. Тогда это была настоящая феерия - интерьер в стиле барокко, высокие потолки с люстрами и лепниной, шкафы с позолотой и зеркалами, рога изобилия и сладости, сладости, сладости. К слову, сейчас интерьер магазина очень напоминает дореволюционный, даже логотип Бормана остался.
Сладости в Харькове делали и до прихода Бормана в 1895 году - за 20 лет до этого в городе уже насчитывался 281 кондитер. В середине века это были небольшие предприятия, где все делалось вручную. Мелкие дельцы просовывали на рынок "шоколад" изрядно сомнительного качества, что подпортило ему репутацию: дорогие какао-бобы заменялись топленой мукой из картофеля, риса, желудей, каштанов, крахмалом, цикорием… Настоящим шоколадом харьковчан начали кормить где-то начиная с 1884 года. И конкуренция на рынке началась серьезная.
Но по-настоящему превратил Харьков в шоколадный Клондайк именно Жорж (Григорий Борман). Вывел Харьков в тройку самых крупных поставщиков сладостей в империи, большей мощностью могли похвастаться лишь в Петербурге и Москве. Харьков Борманам приглянулся хорошей транспортной развязкой и возможностью захватить южный рынок. По легенде, взор на территорию современной Украины был обращен еще и потому, что компания замахнулась на яблочную пастилу, которую нужно делать из лучших и самых сочных яблок, но сколько ни пробовал Борман яблоки в других местах, все было не то…
"Сладкая каторга" становится раем
Харьковская фабрика была скромнее петербургской, однако все было налажено по последнему слову техники. Например, в цеху, где изготовляли бисквиты, была большая бисквитная печь, оборудованная непрерывным конвейером, который двигался с помощью отдельного электромотора в 5-6 лошадиных сил. Энергия для мотора производилась собственной центральной электрической станцией. А сколько в местных газетах писали о фабричных холодильниках! Персонал на фабрику подбирался тщательно, специалистам конкуренты сулили немалые деньги лишь бы заполучить секретные рецепты Борманов… Для сотрудников условия были очень выгодными: два раза в день позволялось выпить чаю, было место для курения, давали бесплатное жилье, женщин обеспечивали обедами, зарплата была в среднем 245 рублей в год и бонусы. На фабрике был доктор и аптека. Не терпели лишь алкоголизма, самодурства, воровства и нарушения техники безопасности. В 1910-е годы фабрика производила почти 2800 тонн кондитерских изделий в год стоимостью 2 млн руб.
Славилась продукция "Жорж Борман" не только качеством, но и ассортиментом. Харьковчанам предлагали какао, шоколад, шоколадные торты, шоколадные и фруктовые конфеты (более 200 наименований), мармелад, зефир, карамель, леденцы, монпансье, пастилу, драже, пряники, печенье, бисквиты, варенье и сиропы. Соблазнительные "Бон-Вояж", "Амарант", "Муар" и более привычные и родные "Весна", "Аленушка", "Ушки", "Юная хозяйка", "Сампьючай" или просто "№ 90", "№ 100" - эти названия конфет были известны каждому харьковчанину. Гордость фабрики - шоколад - выпускался в плитках, коробках, пакетах. Он был молочный и десертный, для варки, в таблетках, "фантастический" - в виде шашек, сигар с кремом, маленьких бутылок.
Первые "Киндер-сюрпризы" делались тут же, но в качестве подарков были не фигурки животных и людей, как сейчас, а крестики и другая христианская символика.
Бренд как он есть
То, что выделило "ЖБ" на фоне конкурентов - это умение подавать свой продукт и ориентироваться на клиента. Например, театралы могли насладиться особым "Театральным шоколадом", который продавали почти во всех театрах и концертных залах: он имел очень удобные размеры, легко размещаясь в дамской сумочке или муфте. Заботился "ЖБ" о больных, выпуская леденцы от кашля с добавлением редьки, меда и аниса. Для хозяек у Бормана было отдельное предложение: специальная серия с надписями на коробках "Рис", "Мука", "Сахар" - то, что будет храниться в таре, после съедения из нее печенья. Для детей "ЖБ" выпускал тематические серии с бумажными инструкциями, как сложить поделку. Также у Бормана заботились о культуре - выпускали шоколад с писателями и цитатами из их работ.
Над разработкой дизайна упаковок фабрика работала тщательно, на рекламу выделялись немалые средства. Витрины своих магазинов "ЖБ" обставляли с особым шиком: их украшали пирамиды коробок с конфетами, разрисованных узорами из цветов, пасторальными и историческими сценами. Вечером витрины подсвечивали лампами. Прейскуранты в магазинах делали особо привлекательными для глаза, в них, помимо цены, писали о полезных свойствах продукции.
P.S. Но с Первой мировой войной в кондитерский бизнес пришел упадок. Революция 1917 года и вовсе заставила Георгия эмигрировать за границу. Фабрика была национализирована, но выпуск сладостей на ней не прекратился. И производится до сих пор.
|
Что почем?
Цены в лучшие годы "Жорж Борман" были следующими:
- пачка печенья весом в 1 фунт - от 35 до 55 коп.;
- печенье в жестянках - от 55 коп. и более;
- вафли - от 15 коп. в пачках до 1 руб. 50 коп. в жестянках;
- шоколад в зависимости от сорта и веса (плитки в 1 фунт и 1/8 фунта) - от 5 коп. до 1 руб. 50 коп., "Большие Делис" - до 5 руб.
- Самыми дешевыми были фунт монпансье - от 10 коп. и карамели - от 30 коп.
Для сравнения: фунт колбасы тогда стоил 25-30 коп., сала - 23 коп. За 1 руб. 75 коп. можно было купить плащ.
Как начиналось
Шоколадная революция
Шоколадную империю Григорий Борман начал строить в родном Санкт-Петербурге в 1862 году. По легенде, жизнь Бормана решил случай - как-то студент университета "залип" у витрины небольшой кондитерской, и хозяйка пригласила юношу войти. Угостила гостя пирогом и велела проведывать их с мужем почаще. При следующей встрече старики предложили Григорию работу. Борман служил с такой отдачей, что семейная чета решилась… подарить стажеру свое дело. Борман ушел из университета и с головой ринулся в сладкий бизнес.
В своем деле Григорий Борман не был первым, но стал лучшим. Инновации и идеи позволили ему сделать революцию в кондитерском мире. Когда в Европе шоколад уже ели, в России его все еще пили - именно Борман познакомил широкую общественность в империи с твердым лакомством. Первая в Петербурге пресс-машина стояла в магазинчике Григория на всеобщем обозрении уже в 1862 году. Спрос оказался бешеным - люди толпились в магазине, чтобы рассмотреть это чудо.
Григорий тем временем шел дальше и придумал продавать сладкую диковинку… в торговом автомате! В Европе такая практика уже была, но даже для прогрессивного, по меркам Российской империи, Петербурга оказалась неслыханной. Возникала масса казусов: автомат сдачи не выдавал, а за плитку просили 15 копеек, люди часто же пихали в автомат деньги разного номинала и не получали ни лакомства, ни сдачи… При торговых автоматах Борману пришлось даже охранников ставить.
Кондитерское дело расцвело, и вскоре Борман расширил сеть и открыл фабрику, а его сладости стали отмечать призовыми местами на всевозможных выставках. В 1876 году Жорж получил возможность поставлять продукцию бренда "ЖБ" ко двору вместе с правом ставить государственный герб на этикетках.