Назло жене разобьюсь в самолете об нашу квартиру

Сорок пять лет назад произошел первый в истории случай самоубийства летчика на воздушном судне.

Тимофей Шовкунов намеренно направил «кукурузник» в собственную квартиру, где проживал с женой и сыном.

"Вот сяду в самолет да разобьюсь к чертовой матери!"

Таран четырехэтажного дома в Ворошиловграде (ныне Луганск) случился утром 27 марта 1972 года. Командир воздушного судна Тимофей Шовкунов намеренно направил "кукурузник" в жилой дом, где жил вместе с супругой и сыном. Больше того: "метил" в собственную квартиру, которая находилась на третьем этаже, но врезался в верхнее перекрытие той, что находилась этажом выше. Пробив перекрытие, двигатель самолета отделился и вместе с обломками перекрытия рухнул на пол квартиры. Остатки крыльев вместе с шасси при этом застряли на балконе квартиры, а хвостовое оперение и пилотская кабина влетели на чердак, вызвав пожар. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. Сам летчик погиб при ударе, в доме при этом каким-то чудом никто не пострадал. 

…О Тимофее Шовкунове в родном авиаотряде знали немного: в 1958 году окончил летное училище, после чего по приказу о сокращении численного состава Вооруженных сил был демобилизован из Советской армии. Куда идти работать в тех краях? На шахту, конечно. Жизнь как-то наладилась, Шовкунов женился, в 1960 году в молодой семье родился сын. Но мечты о небе не давали покоя, и в 1967 году Тимофей стал летчиком Ворошиловградского авиаотряда Украинского управления гражданской авиации. На работе его характеризовали положительно, поощрения были, а вот выговоров - ни одного. Собственно, больше о нем никто ничего и не знал - Шовкунов вел себя замкнуто, близких друзей среди коллег не было. 

А семейная жизнь тем временем стала трещать по швам. Соседи поговаривали, что супруги часто ссорились, иногда доходило и до драк. В разгаре скандалов мужчина в сердцах не раз бросал жене: "Вот сяду в самолет да разобьюсь к чертовой матери!"

Тимофей Шовкунов намеренно направил "кукурузник" в собственную квартиру, где проживал с женой и сыном. Фото: etoretro.ru

Смертельный таран

27 марта 1972 года Шовкунов вместе с напарником должны были вылететь почтово-пассажирским рейсом № 1633 Ворошиловград - Северодонецк - Сватово. Накануне он снова сильно повздорил с женой, да так, что та вместе с сыном ушла ночевать к родственникам. О семейной размолвке пилот никому ничего не сказал, успешно прошел медосмотр, штурманскую и метеорологическую подготовку. Он готовился к вылету, когда пришло сообщение, что рейс отменили из-за непригодности посадочной площадки в Сватово. Шовкунов сказал второму пилоту, что пойдет завтракать, однако вместо этого отправился на стоянку самолетов. У дежурного по стоянке взял ключи от воздушного судна, на котором стоял в наряде, но пошел совсем к другому самолету - борту 42621.

Приняв борт у авиатехника, пилот опробовал двигатель, после чего, без второго пилота и не выходя на связь с диспетчером, вырулил на старт и взлетел с аэродрома. Выполнив разворот, Шовкунов направился к городу в сторону 27-го квартала. Пока диспетчер и другие службы аэродрома пытались разобраться, куда и зачем поднялся самолет, из города уже пришла страшная новость о таране дома. 

Расследование показало, что Шовкунов пытался врезаться в собственную квартиру. Он знал, что в ней никого не было, но, по всей видимости, хотел свести счеты не только с жизнью, но и с помещением, где не был счастлив. Однако самолет врезался выше, разрушив квартиры соседей. В квартире летчика прогнулась потолочная плита, в ней образовались щели, через которые она оказалась залита водой, использованной пожарными при тушении пожара. К счастью, никто из жителей четырехэтажки не пострадал. Единственной жертвой этой катастрофы стал сам Шовкунов.

О причинах этой аварии в прессе сообщали скупо, поэтому история была приукрашена слухами. Руководство авиаотряда, когда выяснились причины, было строго наказано за отсутствие должного контроля за пилотами и за их моральным состоянием. При анализе крови пилота судебно-медицинская экспертиза алкоголя в ней не обнаружила. В заключении написали, что причиной катастрофы стало самоубийство командира воздушного судна на почве семейных неурядиц. 

В Новосибирске вместе с летчиком погибли четыре человека...
... Перед самоубийством Серков оставил матери предсмертную записку.

Кстати

Редко, но метко

Катастрофы из-за самоубийств пилотов составляют меньше 1% от всех авиационных происшествий. Самоубийства с помощью преднамеренного уничтожения самолета также составляют малую долю от всех самоубийств. 

В большинстве случаев самоубийства происходят на малых самолетах местного назначения, на которых пилот - единственный человек в самолете. Примерно в половине случаев пилот использует наркотики, алкогольные напитки или антидепрессанты, из-за которых его могут не допустить к самолету. Многие из таких пилотов имели психические заболевания, которые они скрывали от своего начальства.

За новейшую историю авиаперевозок известно немного случаев, когда пилоты решали уйти из жизни вместе со своими самолетами. Нередко при этом еще и прихватить экипаж с пассажирами. Исследования самоубийств пилотов в период 2002-2013 годов выявили 8 случаев, которые были классифицированы как суицид, и 5 случаев - как подозрения в суициде. 

В тему

Из-за ревности погибли пять человек

Еще один случай самоубийства пилота в СССР произошел четыре с половиной года спустя в Новосибирске. Молодой командир Владимир Серков направил Ан-2 в пятиэтажку, где жили родители жены Татьяны, с которой накануне была крупная ссора. Супруги, прожив вместе четыре года, в сентябре 1976-го подали на развод. Повестки в суд им выдали на 30 сентября, а 25-го Серков должен был лететь в Барабинск, но из-за некоторых технических проблем вылет был перенесен на 6 утра 26 сентября.

Возвращаясь вечером 25 сентября из аэропорта, Владимир случайно увидел жену, которая разговаривала с незнакомым мужчиной. Он стал следить за парой, а когда они расстались, то подошел к Татьяне и ударил ее по лицу. Конфликт продолжился в квартире родителей Татьяны, где Владимир ударил жену еще несколько раз, пока его не остановила теща. После чего разгневанный ревнивец ушел ночевать к своей матери, попутно придумывая план мести. 

Утром 26 сентября Серков встал очень рано и уехал в аэропорт. Матери он оставил предсмертную записку. В ней говорилось, что с такими нервами он дальше жить не может, сил начать новую жизнь нет, а инцидент на улице стал "последней каплей", и он намерен покончить с собой, "забрав жену и сына".

Никто в аэропорту не обратил внимания ни на то, что пилот прибыл на работу задолго до своего вылета, ни на его возбужденное состояние. Только когда Серков самовольно поднял в небо самолет, начался переполох. Летчик же, сделав два круга в районе дома, где жили родители супруги и где, по его мнению, находилась она с сыном, направил Ан-2 в пятиэтажку. 

Ни Татьяны с сыном, ни ее родителей в ту ночь дома не было. Ударившись между стенами третьего и четвертого этажа, самолет упал на землю возле входа в подъезд, разрушился и сгорел. В доме начался сильный пожар, который спасателям пришлось тушить больше часа. 

Погиб не только Владимир Серков, но и ни в чем не повинные жильцы дома: 25-летняя девушка и трое детей, двоим из которых было всего по четыре года. Еще 11 человек получили ранения и ожоги разной степени тяжести.

Следователи установили, что руководители авиаотряда многого не знали о Серкове - в частности, что в течение двух лет перед катастрофой он пережил две тяжелые травмы головы и у него как минимум был один эпилептический припадок. Оказалось, что в ходе семейных ссор он симулировал самоубийство, разрезая лезвием кожу на руках.