Самый старый храм Донецка построили соратники Суворова

"Комсомолка" побывала на месте реконструкции одной из донбасских святынь. Поселок Авдотьино сейчас входит в черту Донецка. Собственно, он-то и стал одним из тех мест, из которых со временем выросла Юзовка... Авдотьино лет на сто старше своего большого и шумного "ребенка" (первое упоминание о селе с таким названием относится к концу XVIII века). Хотя с первого взгляда в это поверить трудно - здесь, как и в десятках других донбасских поселков, все те же небольшие домики с приусадебными участками, шоссе, по которому несутся грузовики, вездесущие автозаправки...

"Комсомолка" побывала на месте реконструкции одной из донбасских святынь. Поселок Авдотьино сейчас входит в черту Донецка. Собственно, он-то и стал одним из тех мест, из которых со временем выросла Юзовка... Авдотьино лет на сто старше своего большого и шумного "ребенка" (первое упоминание о селе с таким названием относится к концу XVIII века). Хотя с первого взгляда в это поверить трудно - здесь, как и в десятках других донбасских поселков, все те же небольшие домики с приусадебными участками, шоссе, по которому несутся грузовики, вездесущие автозаправки...

Казалось бы, ничего не напоминает о более чем двухсотлетней истории, если бы не храм, самый старый в Донецкой области. От древнего здания сейчас остался лишь фундамент, но вот уже 2 года идут работы по его реконструкции.

У старого двухэтажного Дома быта, в котором сейчас располагается Свято-Александро-Невский приход, нас встречает его настоятель, отец Сергий. После знакомства мы передаем авдотьинской церкви дар одного из наших читателей - антикварные "Четьи-Минеи", богослужебную книгу, изданную на заре XX века (и перепечатанную с гораздо более древнего экземпляра).

- Ну что, пойдемте к старому храму! - приглашает нас батюшка. По дороге мы успеваем записать его рассказ о здании, в точности повторившем судьбу русской православной церкви, когда-то большом и значимом, позже отвергнутым советской властью, а ныне вновь возрождаемом.

Адъютант его превосходительства

- Храм начал возводиться в 1839-м году, а закончен был в 1842-м, - рассказывает отец Сергий. - Построил его подполковник Василий Мандрикин,  брат здешнего помещика, генерал-адъютанта Данилы Давыдовича Мандрикина. Этот род вообще владел самыми большими землями в этих краях. Кстати, вы знаете, что само село Авдотьино, по преданию, было названо так в честь Авдотьи, матери Суворова?

При чем здесь Суворов? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше вспомнить историю рода. Основателем дворянской фамилии Мандрикиных стал выходец из Запорожской Сечи Андрей Мандрика, сыновья же его, Пантелеймон, Кирилл и Давид, приобрели земли в Новороссийской губернии, в число которых вошла и земля современного Авдотьина. Сын Давида Данил, родившийся в 1771-м году, отправился на военную службу в 10 (!) лет, прибавив себе в метрике 3 года. Судьба привела его в штаб Александра Васильевича Суворова, и генералиссимус назначил Данилу Мандрикина своим секретарем и адъютантом. Сохранилась даже переписка между ними, ее можно найти в музее Суворова. Письма великого полководца свидетельствуют - Данила Давыдович отличался храбростью и самоотверженностью, за что, среди прочего, был награжден орденами Святого князя Владимира и Святого Георгия 4-й степени.

Авдотьино в начале XIX века стало собственностью его брата Василия. Местные жители были прихожанами Николаевского храма в селе Григорьевка, на территории современного Ленинского района Донецка. Как говорят, "не ближний свет", к тому же по плохим дорогам добираться туда было очень неудобно. Василий Мандрыкин обратился в местное духовное управление и, получив добро, принялся за возведение новой церкви.

Разрушение и возрождение

- Назван новый храм был в честь святого Александра Невского, - продолжает отец Сергий. - Это один из самых чтимых на Руси святых: вспомним хотя бы, что в его честь называли тогдашних царей. Далее небесным покровителем друга семьи Александра Суворова тоже был этот святой. Ну и, конечно, сами они - и Василий, и Данила - были людьми военными, потому образ Александра Невского был им близок.

Как выглядел тот Мандрикинский храм, мы бы могли не знать, если бы не две чудом сохранившиеся памятки: карандашный рисунок неизвестного сельского художника и фундамент, оставшийся после разрушения в 1937 году. Очень, видимо, торопились тогдашние "богоборцы". Сегодня же, слава Богу, есть на основании чего проводить реконструкцию.

Если взглянуть на рисунок, то видно, что построен был Свято-Александро-Невский храм в стиле русского классицизма. На Украине похожих церквей мало, но в России очень много. Стоять эта красота могла бы и до сих пор, если бы не советская власть. В 1922 году храм закрыли, изъяв все церковное имущество, а в 1937 году снесли. Отец Сергий рассказывает:

- После войны местные жители расширили и достроили сторожку и создали новую церковь. Простоял этот второй храм до 1963 года, когда за одну ночь его тракторами сравняли с землей. Совпадение, может быть, но сегодня никого из тех, кто к этому был причастен, в живых не осталось... Приход же восстановил свою работу в 1993 году. Здание Дома быта дали нам в 2002-м, а старый храм начали восстанавливать в 2006-м.

Загадка склепа

Когда старый храм только начали реконструировать, наткнулись на усыпальницу. Это оказался фамильный склеп рода Мандрикиных, разрушенный и разграбленный - местные старики вспоминали, как детьми играли на развалинах храма и лазили в подземелье. Обнаружили рабочие и останки помещиков, Василия и Данилы Мандрикина, а также дочери Василия Дарии. Они были отправлены в Донецк, где их официально идентифицировали. Сейчас они хранятся в Свято-Александро-Невском приходе, но после реконструкции храма и усыпальницы вернутся на свое место.

Самое интересное, между прочим, началось сразу после раскопок: кто-то обратил внимание на то, что в склепе не работают мобильные телефоны. Это можно было бы объяснить тем, что в подземелье сигнал заглушается (хотя, во-первых, склеп неглубокий, а во-вторых, сам храм находится на возвышенности, в очень хорошем месте для приема сигналов). Но, как ни странно, отказывались работать в усыпальнице и фотоаппараты с видеокамерами. А когда останки Мандрикиных вместе с землей с места погребения отправили на экспертизу в Донецк, произошло что-то совсем уж непонятное: все пленки, на которые снимали землю с раскопок склепа, оказались засвеченными. Специалисты тогда развели руками: не знаем, мол, как и почему так получилось.

- Действительно, таинственные вещи, - говорит отец Сергий. - Трактовать эти факты не берусь, но что-то необъяснимое здесь на самом деле есть.

Если у нас и мог возникнуть хоть малейший скепсис, он моментально развеялся после того, как мы спустились в восстанавливаемый склеп - у фотокорреспондента под землей начала отказывать вспышка фотоаппарата...

- Здесь еще много тайн, - делится отец Сергий. - Рассказывают, что из подземелья под храмом шли несколько подземных ходов, один из которых ведет в усадьбу Мандрикиных (там сейчас находится средняя школа). При раскопках склепа мы их не нашли, но кто знает, может быть, какие-то подземные ходы есть под тем местом, где стоял второй храм? Рассказывают и о спрятанном где-то кладе. Да за загадками далеко ходить не нужно - почему, например, вода в колодце, вырубленном в скале возле храма, чище и ближе к поверхности, чем в поселковых колодцах?

Но местные жители находят универсальный ответ на все вопрос: намоленное место. И, похоже, это действительно так. Работа по восстановлению зависит от пожертвований, однако часовню обещают построить уже в ближайшие месяцы. И это только начало. Права все-таки пословица: свято место пусто не бывает.

Конкретно

Помочь в деле восстановления святыни может каждый. Ниже мы публикуем счета, по которым можно перечислить на восстановление храма посильную сумму.

БФ "Благостиня", код: 35017259, ВАТ АБ "Укргазбанк", МФО 320478 Р/р.: 2600529037, (мультивалютный - 980, 840, 978, 643 - ГРН, USD, EUR, RUB)