Под Днепропетровском нашли могилу изобретателя якоря?

Скифа Анахарсиса очень уважали в Греции.

В кургане «Близнец-2» местные археологи копают давно. Но последние находки удивили даже их. Специалисты откровенно признались: пока и сами не знают точно, что откопали. Вместе с «рядовыми» золотыми скифскими украшениями в кургане покоились осколки древнего музыкального инструмента, возможно, арфы с изображениями греческих богов. Поразила даже не сама великолепная сохранность рисунков на кости, а вообще их появление здесь (как известно из истории, скифы жестоко преследовали тех, кто исповедовал эллинизм). Что же или кто был здесь похоронен 2500 лет тому назад?

Версия первая: прах забытого поэта

О жизни Анахарсиса, прославившегося изобретением якоря, известно лишь из произведений Геродота. Грек пишет, что в VI веке до н. э. жил философ и поэт Анахарсис, сын скифского царя Гнура и брат царя Савлия. Переплыв море, Анахарсис приехал в Элладу, где жил в нескольких городах. Человеком он был умным, поэтому греки его очень уважали и занесли в сонм семи выдающихся мудрецов. Однако Анахарсис решил вернуться в Скифию, чтобы нести светоч греческого разума своему кочевому народу.

«На обратном пути в скифские пределы, - пишет Геродот, - ему пришлось, плывя через Геллеспонт (пролив Дарданеллы), пристать в Кизику (греческий город на берегу Мраморного моря). Кизикенцы в это время как раз торжественно отмечали праздник Матери Богов (Деметры). Анахарсис дал богине обет: если он вернется домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в ее честь всенощное празднество».

В родные причерноморские степи Анахарсис добрался успешно. И как человек слова тут же совершил обряд, который увидел в Кизике: надел на себя маленькое изображение чужой для скифов богини и играл на иностранных музыкальных инструментах. Кто-то немедля донес царю Савлию, что его брат Анахарсис - изменник и шпион. Савлий решил убедиться в этом лично, прибыл к месту богослужения и все увидел.

Гнев Савлия был так велик, что он не стал разбираться, что к чему, и убил Анахарсиса стрелой из лука. С того времени никто не знал, где могила выдающегося скифа.


На найденных фрагментах инструмента можно разглядеть античных героев (обозначены темным цветом). Специалисты уже восстановили изначальный вид рисунков (обозначены белым цветом).

Возможно, эту тайную могилу Анахарсиса с похороненными вместе с ним осколками греческой арфы и нашли вблизи Днепропетровска? Однако, если верить Геродоту, казнь произошла в Гилее - в районе современного Скадовска, и вряд ли скифы отправились хоронить отступника за несколько сотен километров от места убийства.

Версия вторая: воитель-вероотступник

Еще одна история от Геродота повествует о скифском царе Скиле, который жил в V веке до нашей эры и слыл удачливым военачальником.

Сын скифского царя Ариопифа и гречанки Скил, по всей видимости, очень любил свою мать, поэтому еще в бытность свою принцем принял ее религию, которую в тайне исповедовал. О печальной судьбе Анахарсиса Скилу вряд ли рассказывали, потому что даже на само упоминание имени философа, поэта и изобретателя якоря скифы наложили строгое табу.

Короче говоря, мальчик вырос и стал весьма грозным царем во главе не менее грозной армии. Однако своих увлечений эллинизмом не прекратил. Мало того, специально ездил в Ольвию (южнее современного Николаева. - Прим. авт.), где жили греки, и предавался с ними дионисийскому безудержному веселью, оставляя за воротами города вооруженных подчиненных.

В конце концов об этих безобразиях узнала скифская знать и решила наказать царя. Но тот сбежал в Истрию, родной город матери. Однако и тут его достала рука палача - царя выследили, убили и похоронили без скифских почестей.

Эту историю Геродота долго считали выдумкой, пока в 50-годах ХХ века археологи не нашли легендарный город Никоний, над которым Скил осуществлял протекторат. Там же они раскопали и древнее кольцо с его именем. Однако все это произошло на территории нынешней Одесской области, в сотнях километров от днепропетровского скифского кургана «Близнец-2», где нашли изображения греческих богов.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Копают все!

Желающих поискать что-либо ценное в скифских курганах всегда было много. Процесс шел так же, как и в Египте: могилы фараонов в пирамидах беспощадно обносили расхитители гробниц, которых сейчас называют черными археологами.

Не брезговали порыться в старых могилах и запорожские казаки. До сих пор ходят легенды о зарытом в земле Приднепровья казацком золоте, не только награбленном в боевых заграничных походах, но и откопанном в родных степях.

Искали скифские сокровища и известные люди. Например, первооткрыватель Трои Генрих Шлиман в 60-е годы XIX века лично написал Александру II: мол, пустите в свои земли покопаться. Но российский император, чьи личные угодья с курганами, кстати, были на месте Запорожской Сечи в селе Покровском (Днепропетровская область), ответил Шлиману очень оригинально: «Приезжайте, повесим!»

В общем, девиз «Копают все!» был характерен для этих краев еще со времени скифов. Поэтому любая находка тогдашнего черного археолога могла попасть в любой уголок Приднепровья, быть надежно спрятана до лучших времен и успешно забыта.

Может быть, именно такой склад расхитителя могил и нашли днепропетровские археологи, а в нем - все, что осталось от изобретателя якоря Анахарсиса?