Всего в Украине действуют около тысячи детских домов и интернатов. Часть учреждений, в которых оказывают исключительно медпомощь, состоит на балансе Минздрава, дома-интернаты, центры социально-психологической реабилитации и приюты курирует Минсоцполитики, еще часть заведений относится к Минобразования.
Живут в украинской "Республике ШКИД" 105 783 ребенка. Сирот или детей, лишенных родительской опеки, в заведениях 8% от общего количества - 8741 малыш, у остальных детей жив кто-то из родственников и еще 18 054 воспитанника интернатов живут с инвалидностью.
Так вот, по мнению Кабмина, традиционная система ухода за такими детьми и их воспитания давно не справляется со своими функциями. Кроме того, она достаточно дорогая: в 2016 году на содержание интернатов потратили более 7 млрд грн. Около 70% суммы ушло на зарплату сотрудников, 14% - на коммуналку и только 15% - на нужды самих воспитанников.
Так что же предлагает сделать правительство? Оказывается, надо убеждать семьи не расставаться со своими детьми.
- Бедность и сложные жизненные обстоятельства не должны быть причиной для изъятия ребенка из семьи, - говорят в Кабмине.
Три этапа реформы
1. Разработать недостающие нормативно-правовые акты и финансовые механизмы реформирования системы. Это уже делается, как и постепенное сокращение школ-интернатов для сирот и пр.
2. За два года - 2018-2020 - развить услуги альтернативного ухода за детьми, которые сегодня не могут жить с семьями - обучить родителей ухаживать за ними, открывать инклюзивные классы в школах. Возложить поддержку таких семей на территориальные общины.
В эти же сроки разработать учебные программы для подготовки специалистов для работы с детьми с психофизическими отклонениями.
И что самое важное: прекратят устраивать в интернаты детей в возрасте до 3 лет, имеющих родителей. Таким малообеспеченным семьям планируют изыскать возможность помощи. Также будут уменьшать количество детей, живущих в интернатах: малышей постараются устроить в приемные семьи. На месте ликвидированных детдомов и приютов откроют центры реабилитации и паллиативной помощи детям.
Также в планах развить сеть центров реабилитации и паллиативной, социальной помощи, социальных квартир, малых групповых домов, возвращение детей в семьи или поиск новых родителей.
3. В 2021-2026 годах интернаты ликвидируют полностью. Те дети, "которые по разным причинам будут находиться в институциях, а не в семьях, должны жить в условиях максимально приближенных к семейным: в заведениях на 15 человек максимум", - пишут авторы Стратегии.
Мнения
За:
Кандидат психологических наук Сергей Романенко уверен: дети в возрасте до трех-четырех лет, попадающие в детские дома, получают психологическую травму на всю жизнь и потом не могут строить здоровые отношения. Поэтому лучше вернуться в семью, даже не в особо благополучную.
- Если малыш в таком возрасте попадает в детский дом, где он живет вне семьи, полностью предоставлен себе, то это приводит к постепенному нарушению, а потом и полному разрушению личностных связей ребенка с родителями, серьезной задержке психоэмоционального развития. Как следствие - полное неумение создать собственную семью, внутренняя черствость и замкнутость, - объяснил "КП" в Украине" психолог. - Я вам скажу больше: дети, выросшие в детских домах, а среди моих пациентов таких достаточно, в несколько раз чаще разводятся и бросают собственных детей, чем люди, которые выросли в семьях. Они просто не умеют жить в семье, не знают, как заботиться. И если удастся систему интернатов реорганизовать, то мы сможем уберечь будущее поколение от новых брошенных детей.
Против:
- У нас в заведении живут 50 детей, - рассказала "КП" в Украине" директор одного из детдомов в Киевской области. - Мы набираем самых маленьких - от года до трех, ведем их до школы. Большинство - отказники, из неблагополучных семей, где их били смертным боем, не кормили по нескольку дней. К большинству горе-родственники не приехали ни одного раза. Хотя я лично им всем звоню, чуть ли не каждый месяц, прошу приехать, хоть конфету принести ребенку. При этом мы стараемся их социализировать - водим на прогулки по нашему району, учим здороваться, делать мелкие покупки в магазине, разговаривать с людьми. Если закроют наше заведение, я не уверена, что с такими родителями им будет лучше, чем у нас.