"Разбитые окна" Украины

Рудольф Джулиани - экс-мэр Нью-Йорка и советник президента США - прибыл в Харьков для участия в совещании "Харьков - безопасность и порядок".

Не знаем, поможет ли Джулиани Украине, но каравай съест. Фото: city.kharkov.ua

Он известный человек - в первую очередь как мэр, сделавший Нью-Йорк безопасным городом, а во вторую - как политик, активно принимающий участие в спасательных операциях после трагедии 11 сентября. В Харькове советника Дональда Трампа ждали с нетерпением, ведь на повестке дня - вопрос улучшения сферы безопасности в городе. А кто как не Рудольф Джулиани разбирается в этом вопросе лучше других. 

Штрафуют всех

Джулиани стал мэром в 1994 году и тут же принялся внедрять "теорию разбитых окон" в борьбе с преступностью. Первым делом принялся за "чистильщиков" - людей, требовавших деньги с водителей за "насильственное" мытье ветровых стекол автомобилей, остановившихся на красный свет. "Чистильщикам" выписывали штрафы за нарушение правил уличного движения, и при этом выяснялось, что почти у каждого уже имеются выписанные ранее ордера по обвинению в других преступлениях. Меньше чем за месяц эта проблема почти исчезла с улиц Нью-Йорка.

Далее Джулиани организовал внедрение в практику полиции города программы CompStat, с помощью которой географически отслеживалась уличная криминальная активность, причем даже самая мелкая. Ответственность за борьбу с ней лежала на районных полицейских начальниках лично. В итоге преступность снизилась на 50-67%, число убийств - на 64-70%, при этом сократилось количество применения полицейскими табельного оружия. 

нарушают назло

Поможет ли "теория разбитых окон" у нас в Украине? Совсем недавно в Хмельницком полицейские пытались навести порядок на дорогах, наказывая пешеходов за переход на красный свет светофора. Без толку.

- Штрафы на людей не действуют - всего 51 грн. за переход улицы в неположенном месте, - рассказал пресс-секретарь хмельницкой полиции Роман Мартынюк. - Для людей сумма несущественная. А если у нарушителя нет документов - это влечет за собой ряд осложнений при наложении штрафа.

Грубо говоря, нарушителя надо везти в участок, устанавливать личность, а с этим никто не хочет возиться. 

Адвокат Вадим Володарский считает: прежде чем внедрять зарубежный опыт, нужно исправить законодательную систему нашей страны и лишь после применять какие-то новые меры.

- Для начала необходимо поднять уровень подготовки полицейских. Затем, если рассматривать вопрос на примере транспорта и водителей, - правильно организовать движение. К примеру, в Турции если на дороге знак "50 км/ч", то означает, что скоро поворот и войти в него на другой скорости будет сложно. В нашей стране эти самые "50 км/ч" не означают предупреждения об опасности, и водитель, понимая это, - нарушает. Какой ему смысл придерживаться правила, если угрозы нет - это лишь знак и не более того. Отсюда вытекает главная проблема - отсутствие стимула не нарушать. 

Также часто нарушают "назло" - ранее столкнувшись с тем, что необоснованно получили штраф или приплели к штрафу еще пару нарушений, которых человек не совершал.

Ввести общественные работы

Адвокат Виктор Чевгуз считает, что в первую очередь в Украине не работает сама система и механизм исполнения законов:

- Представьте себе картину: идет утром мамочка с ребенком и переходит дорогу, естественно, не на пешеходном переходе, а там, где ей это удобно. Штраф в пятьдесят гривен ее не пугает и даже в тысячу гривен бы не испугал - у нее нет этих денег и заплатить его она не сможет. Да и сам полицейский понимает, что механизм не работает, поэтому даже не пытается ее оштрафовать или как-то привлечь к ответственности. И все развивалось бы иначе, если бы за штрафом последовало наказание в виде, скажем, общественных работ. Перешла мамочка с ребенком дорогу в неположенном месте - выписали штраф, пусть даже в 50 грн., но если через 10 дней штраф не уплачен - 50 часов общественных работ. Пусть подметает тот же садик, куда ее малыш ходит. И все бы видели, как мамочка отрабатывает нарушение закона. После она бы еще тысячу раз подумала, прежде чем снова "не дойти" до перехода, и окружающим - наглядный пример, как делать нельзя, - говорит Виктор Чевгуз. 

СПРАВКА "КП" 

"Теория разбитых окон" сформулирована американскими социологами в начале 80-х гг. Она гласит: "Если не заменить в здании одно разбитое окно, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого стекла".  

На практике ее суть в том, что нельзя оставлять безнаказанными даже самые мелкие правонарушения (бросил мусор мимо урны, пьянство в общественном месте, прыжки через турникеты в метро). Именно эти мелочи в дальнейшем побуждают людей на совершение аналогичных, а что еще хуже - и более серьезных правонарушений. 

КСТАТИ

Граффити - символ анархии 

Еще до Рудольфа Джулиани избавиться от преступности в метро в середине 80-х гг. взялся начальник Нью-йоркского мет­рополитена Дэвид Ганн. Он распорядился закрашивать все граффити на вагонах поездов по окончании рабочего дня - состав прибывал на конечную остановку и работниками вымывался полностью. "Методично мы проходили маршрут за маршрутом. Состав за составом. Каждый вагон, каждый божий день. Для нас это было как религиозное действо", - рассказывал позже Дэвид Ганн. В результате преступность в подземке снизилась на 75%. Граффити - символ анархии, считал тогдашний директор метрополитена, а чистота и порядок побуждают к соблюдению закона. Теория его увенчалась успехом.