Водителей заставят ездить на биодизеле?

Автомобилисты крупных городов обязаны полностью перейти на биотопливо из растительных жиров к 2009 году. Такой законопроект на днях приняла Верховная Рада. Однако чиновники и ученые Харькова в один голос заявляют, что полный переход на биодизель в такие короткие сроки невозможен.

– Биотопливо из растительных и животных жиров нельзя использовать для наших двигателей в чистом виде, иначе через пару лет резинотехнические детали выйдут из строя, – объясняет научный координатор разработки и производства биодизельного топлива доцент НТУ «ХПИ» Владимир Семенов. – Процентное соотношение топлива и биомассы в идеале должно составлять 70:30. Но вся проблема в том, что сейчас на дизеле работает только муниципальный транспорт – «Богданы», «Икарусы», а также обслуживающие стройки КамАЗы, КрАЗы, экскаваторы, подъемные краны. Дорогие иномарки, конечно, тоже могут без специального переоборудования ездить на биотопливе, но вряд ли их владельцы на это согласятся. Ведь, чтобы двигатель хорошо работал, нужен биодизель наивысшего качества. А я сомневаюсь, что в Украине в первое время его можно будет найти по приемлемой цене.

Ученые считают: прежде чем принимать подобный законопроект, надо заинтересовать автомобилистов в переходе на биотопливо. Например, если биосолярка будет стоить дешевле привычного горючего, многие согласятся ездить на экологически чистом топливе. А чтобы сделать его таковым, надо использовать фритюрный жир и отходы мясокомбинатов – из них тоже получается неплохой биодизель, утверждает Владимир Семенов. А рапс, который сейчас массово выращивается харьковскими фермерами, – достаточно дорогой в производстве.

– Я предлагал нашим властям перевести дизель Харьков - Полтава на биотопливо, чтобы не загрязнять окружающую среду вредными выбросами, но в ответ получил обычную отписку – ну не хотят они что-то делать в этом направлении. Может, после принятия законопроекта что-то изменится? Ведь мы же дышим вредными выбросами! – возмущается ученый.

Кстати, при сгорании биотопливо выделяет на 10 процентов меньше двуокиси углерода и в два раза меньше сажи по сравнению с обычным горючим.

Комментарий чиновника

Харьковский рапс продают за границу

– До 2009 года перевести на биотопливо абсолютно весь транспорт Харькова невозможно, – считает начальник главного управления агропромышленного развития облгосадминистрации Дмитрий Кодацкий. – Госстандартов биодизеля нет, законодательной базы – тоже. Неясно, какой процент биологических и химических соединений должен быть в горючем, чтобы именовать его биотопливом. Да, в области в последнее время выращивается очень много рапса. Так, если в 1998 году фермеры посеяли только 80 га рапса, то в 2006-м – уже 9300. Сейчас же под рапсом около 15 000 гектаров  харьковских полей. Но так как завода по производству биотоплива из рапса в области нет, весь урожай продается в другие регионы и за границу. Мы тоже планировали наладить производство рапсового масла в Шевченковском районе. Но пока что завод существует лишь на бумаге.

Конкретно

К 2008 году каждый второй автомобиль в городах, население которых превышает 500 тысяч жителей, должен ездить только на биотопливе, а в 2009 году – весь транспорт, постановили народные избранники. Чтобы способствовать этому переходу, в Украине планируется построить 20 заводов по производству биодизеля с мощностями от 5 до 100 тысяч тонн в год. Для производителей биотоплива будут введены специальные налоговые льготы, обещают в парламенте.