Что значит "свобода" с точки зрения церкви

На эту тему размышляет глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Глава Административного аппарата Киевской митрополии УПЦ епископ Виктор (Коцаба).

Христианство - это великое искусство свободы. Но, к сожалению, не все это понимают. Даже среди самих христиан. 

Проблема в том, что мы имеем в виду, когда говорим слово "свобода". Для одних свобода - это все, что не противоречит законодательству. В этом смысле свобода не имеет абсолютной природы. 

Дело в том, что светское законодательство меняется. И то, что вчера было законным, сегодня уже криминал. И наоборот. Законы государства и человеческого общества относительны. А значит, относительна и свобода, которую они гарантируют. 

Для других свобода - это вообще все, чего хочется. Ее понимание вмещается в формулу "хочешь - делаешь". Однако и в этом случае мы можем говорить только об очень относительном понимании свободы. Например, алкоголик, который хочет выпить, не свободен. В данном случае он связан своим желанием или болезнью. Поэтому та свобода, которая опирается только на желание, - это худшая форма рабства. 

Есть еще одно понимание свободы. То, которое предлагает Христос. В этом случае свобода - это не состояние, а скорее процесс. Во Христе человек освобождается от всего, что его ограничивает, связывает и уничтожает. Свобода в этом случае имеет прочный фундамент, который не может измениться никогда. Этот фундамент - Закон Божий. Он был дан пять тысяч лет назад, и через пять тысяч он будет таким же, как сегодня. А значит, и понимание свободы, которое может быть построено на таком фундаменте, будет прочным и незыблемым. 

Кроме того, христианство дает человеку возможность освобождения от страстей. Страсть с точки зрения Церкви - это цепь, которая связывает волю, разум и чувства. В состоянии страсти человек не способен принимать правильные и полностью осознанные решения. За него говорит страсть. Христос дает силу эту страсть победить. 

Причем надо помнить, что эта сила зависит от глубины познания Истины: "Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными". Свобода, таким образом, это Истина. "А что есть Истина?" - этот вопрос задал Пилат Христу, и этот же вопрос задавали философы на протяжении тысяч лет. Ответ на него дан в Евангелии: Истина - это Христос. 

То есть для нас Истина - это не пустая теория, не что-то "правильное", а Живая Личность, Которая открывается в общении. Поэтому мы общаемся с Истиной, а не только рассуждаем о ней. Значит, и наша свобода не рассудочна, а реальна. Просто потому, что общение с Истиной предполагает любовь, а любовь без свободы невозможна. Господь так и говорит: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею крепостью твоею… и ближнего своего, как самого себя…"

Вот что для нас, христиан, настоящая свобода - это Любовь и Истина. То есть не просто "делай, что можно" или "делай, что хочешь", а "люби, как самого себя". Согласитесь, что такая свобода выше и лучше той, которую предлагает мир. Ведь Любовь, по сути, это и есть свобода…