Работа писательницы Анны Андреевой получила название "Анна Самохина. Роковая женщина советского кино". С разрешения издательства "Алгоритм" публикуем фрагменты из нее.
"Авантюризм - либо для шизофреников, либо для очень сильных натур, а я где-то в подозрительной серединке..." - говорила о себе актриса. Анна Самохина (в девичестве Подгорная) родилась 14 января 1963 года в Гурьевске Кемеровской области. Рабочая семья, отец - сталелитейщик с говорящим именем Владлен, мама служила в конструкторском бюро на комсомольской стройке; собственно, они возводили Череповецкий металлургический комбинат и позже остались работать на нем. Семья жила в мужском общежитии. Быт не был налажен. "Мы с сестрой, как щенята, спали на матрасах в углу... общей кухни, - вспоминала Самохина. - Отец пил так, что годам к тридцати стал законченным алкоголиком. Пьяные драки, крики, женский визг, мат и звон разбитого стекла - все это было привычным для нас, не пугало и не удивляло".
Когда Ане исполнилось семь лет, отец умер. Однажды от отчаяния мама решилась отправить письмо в ЦК своему однофамильцу Подгорному. Как ни странно, это подействовало, семье выделили комнату в коммуналке. Конечно, это было не намного лучше, вечно пьяные соседи то и дело устраивали драки с поножовщиной, так что было непонятно, получится ли дожить в таких условиях хотя бы до выпускного, не то что выбиться в люди.
Несчастная любовь
В четырнадцать лет Анна влюбилась в своего Ромео. Им оказался Гера Волгин, ровесник Ани. Когда влюбленным исполнилось по пятнадцать, суровые родители избранника разлучили их, посчитав Аню слишком легкомысленной особой. От греха подальше Геру отправили в Москву, где он вскоре стал хоккеистом.
"И больше я его никогда не видела. Жуткие были страдания, слезы... Вот тогда-то я и решила стать актрисой. Мне хотелось, чтобы он понял, чего лишился, расставшись со мной!" - вспоминала Анна.
Хоккеист Герман Волгин играл в московском "Спартаке", затем в Германии. Встретиться еще хоть раз им было не суждено.
После восьмого класса Анна отправилась в Ярославль в театральное училище. Она поразила жюри сразу, окончательно и бесповоротно. Буквально вошла, махнула ресницами, сверкнула дивными, почти цыганскими глазками с колдовской поволокой, прочитала пару строк... и увидела свою фамилию в списках зачисленных студентов. Это была ее первая настоящая победа.
О первом муже
Анна смотрела на первого красавца курса 24-летнего Александра Самохина, восторгаясь и понимая, что рядом с таким парнем ей ничего не светит. "Первый раз Александр меня заметил, когда сестра привезла мне зеленую бархатную юбку и босоножки на каблуках. Однокурсники за мной сразу стали ухаживать, и Саша в том числе. Первое признание маме оборвалось категоричным: "С ребенком я тебя в дом не пущу", - вспоминала Анна. А действительно страшно: ей пятнадцать, ему двадцать четыре - можно сказать, взрослый человек. Задурит девчонке голову, а дальше что?
Но вопреки прогнозам Саша оказался настоящим джентльменом. Он дождался, когда Анечке исполнится шестнадцать, и только после этого они поженились.
"Анна стала интереснее: именно тогда у нее началась любовь с будущим мужем Сашей Самохиным, - вспоминает преподаватель Ирина Борисовна Савинова. - Саша провожал ее до общежития, а потом шел к себе на съемную квартиру. У них была дружба, которая переросла в любовь. Помню, как-то зашла в общежитие к мальчикам, а в комнатах у каждого на стенах большие портреты Ани. Так они ее боготворили. Саше, конечно, было непросто с ней. Потому что она в отношениях лидировала. Но она чувствовала, что он к ней очень бережно относится. И ценила это в нем".
Анна Самохина окончила театральное училище в 1982 году, после чего попала по распределению в Ростовский ТЮЗ. Через год она дебютировала в эпизодической роли в фильме "Признать виновным" режиссера Игоря Вознесенского. В том же году у нее родилась дочка Саша.
Бандитская Кармен
Как писал критик, "известной и узнаваемой Анна Самохина стала после того, как ее Кармен, пленяя взглядом миндалевидных глаз из-под прямой челки, продефилировала на высоких каблучках по черноморской набережной в первой советской кич-легенде о бандитах "Воры в законе". С Анны Самохиной был растиражирован образ симпатичной бандитской музы с принципами, равно лишенной плебейского напора маленьких вер и кроткой душевности интердевочек".
В 1988 году Юрий Кара приглашает ее на главную роль Риты в картину "Воры в законе" по рассказу Фазиля Искандера.
"Многие уверяли, что из простой девочки из Ростовского ТЮЗа, которую никто не видел на экране, красавицы не сделать, - говорил о Самохиной режиссер Юрий Кара. - Сейчас мне смешно вспоминать этих врагов-недоброжелателей. Она участвовала в пробах и победила многих известных актрис, которые до сих пор мне не дают покоя".
По словам Кары, в работе Самохина была очень требовательной, всегда внимательно следила за тем, чтобы замечательно выглядеть, чтобы костюмы соответствовали образу. "Она очень самоотверженно всем занималась. Во многом это, конечно, работа стилистов, гримеров, художников, но в общем-то она и сама себя потом создала", - сказал режиссер.
"Воскресная мама"
Одновременно со съемками фильма "Сделай мне больно" в 1994 году рушится первый брак Анны и Александра, длившийся 15 лет.
"Почему мы с Аней расстались? Не каждая женщина может устоять, когда ей предлагают золотые горы. Тех денег, которые я зарабатывал, было недостаточно. Вот она и выбрала себе другого спутника", - объяснял Самохин.
О причинах развода сама Анна отзывалась более сдержанно: "Саша очень спокойный, а мне все время чего-то надо, я рвусь вперед. Так вот все и получилось..."
Дочери Самохиной Александре в ту пору было одиннадцать лет, по совместному решению девочка осталась с папой. Анна сделалась "воскресной мамой", это был достаточно тяжелый период ее жизни, но с той актерской загрузкой, которая была у сверхпопулярной Самохиной, она просто не могла все время быть с дочерью. Пришлось бы таскать ее по гастролям или отдавать на попечение гувернанток. Получалось, что все правильно, что родной отец все же лучше. Но вот было ли от этого лучше Анне? К маме с ее новым мужем Саша переедет только через два года, когда ей исполнится тринадцать лет.
Разведясь с Александром Самохиным, актриса выходит замуж за бизнесмена Дмитрия Павловича Конорова, владельца кафе в Санкт-Петербурге. Однажды Стас Садальский, увидев Самохину с мужем, сказал: "О, красавица и чудовище!" "Мой муж не мог ему этого простить всю оставшуюся жизнь".
С Дмитрием Анна познакомилась в кафе. "У Димы тоже была семья. Мы не скрывали наших отношений, а тут же объявили о своих намерениях. Это не было блажью! Между нами не просто искра пролетела, а настоящий огонь разгорелся. Мы разрушили наши браки, и Дима стал моим вторым мужем".
Так Анна стала ресторатором. Однажды она узнала, что у ее первого мужа Александра проблемы с работой, и упросила Дмитрия устроить его к ним в ресторан. А почему нет? Анна сохранила с ним самые добрые отношения. Так и получилось, что очень скоро у Анны, Дмитрия и Александра организовался достаточно успешный совместный бизнес.
...Но тут актриса узнала о том, что у ее нынешнего супруга роман на стороне. Пылкая красавица не стерпела измены и ушла. Из учредителей ресторанов она сразу же выпала. Своим ближайшим друзьям жаловалась, что бывший муж лишил ее бизнеса. Какое-то время после развода Самохина вынуждена была работать в ресторане за зарплату.
Третий супруг бешено ревновал
Казалось, несчастья начали сыпаться на голову актрисы в тот самый момент, как она переехала в Москву. Так может, не стоит сидеть и ждать у моря погоды, а плюнуть на все и вернуться в Питер? Плохо понимая, что делать дальше, Анна позвонила своему давнему знакомому Евгению, офицеру-таможеннику в отставке. "Я сказала, что не понимаю, что случилось и почему все рушится под ногами. Он ответил: "Ну что ж, есть один простой выход. Завтра я приеду и заберу тебя". Человек этот появился в моей жизни не случайно, не на белом коне. Но, как подтверждает жизнь, из приятелей, которые вас достаточно хорошо знают, получаются наиболее надежные друзья по жизни", - говорила Анна.
Евгений окончил Ленинградский институт культуры по специальности "руководитель академического хора", то есть это человек, имеющий некоторое отношение к искусству. "Я люблю не просто некрасивых, а даже страшных! У мужчин, обладающих красотой, с мозгами значительно хуже. Страшненькие компенсируют недостаток красоты чем-то другим, что для меня значительно важнее. Мужчина моей группы крови - толстенький, маленький, лысый. Я им нравлюсь".
Брак получился гражданский. Он имел бурное начало, Евгений пылко ухаживал за Самохиной. Потом, когда они начали жить вместе, окружил актрису заботой, стал ее личным менеджером, решал все вопросы. Так что Анна вдруг ощутила себя полностью защищенной и расслабилась. Не тут-то было: постепенно муж начал не просто защищать ее от жизненных трудностей, он решал все. Привыкшей к свободе Анне пришлось отчитываться в том, где и с кем она была. После двух-трех скандалов муж признался, что ему не нравится работа Самохиной. Ее друзья вызывали в нем жгучую ревность. Настал момент, когда Евгений фактически потребовал: либо профессия, либо он.
Анна пыталась объяснить, что так нельзя. Что невозможно играть роль влюбленной женщины и ни разу не поцеловаться в кадре, что у нее бывают ночные или даже выездные съемки и многодневные гастроли. В результате она решила делать все назло мужу. И в конце концов была вынуждена собрать вещи и, как и прежде, уйти в никуда.
Обманули строители
Расставшись с Евгением, она снова погрузилась в тяжелейшую депрессию. Работы в этот период почти не было, ролей не предлагали. Самохина могла сутками сидеть дома. Многие в такой ситуации начинают пить или горстями глотают таблетки. Анна заедала свои стрессы. В результате лишние 20 килограммов. Понимая, что в таком состоянии она не дождется работы ни в кино, ни в театре, Анна решила взять себя в руки. Она голодала, сидела на таблетках, одновременно взяла очередной кредит под строительство загородного дома.
Идея построить дом захватила ее, но доверчивая Анна напоролась на настоящих мошенников.
"Думаю, страшную болезнь спровоцировали большие переживания, - рассказывал Александр Самохин, первый муж актрисы. - Анна продала квартиру, поселилась на съемной и взяла большой кредит под строительство таунхауса в Стрельне, недалеко от Питера. Деньги она вложила в строительство, а ее обманули: время шло, кредит Анна выплачивала, а фирма, которая якобы занималась строительством, даже фундамент не заложила. Перед тем как Аня связалась с этими авантюристами, я ее спрашивал: "Не боишься, что могут обмануть?" "Нет, - отвечала она, - там крутые ребята, все очень серьезно". Потом судилась с негодяями... А все это нервы".
В последние годы Самохина мечтала сыграть Ксению Петербургскую. Когда Анна заболела раком, ее поклонники молились об исцелении именно этой святой. Анна Самохина умерла 8 февраля 2010 года в возрасте 47 лет.
Дословно
Никогда не считала себя красивой
"Красоткой я себя никогда не считала, - вспоминала Анна. - Когда вышли мои первые картины - "Воры в законе" и "Узник замка Иф", все вокруг рассыпались в комплиментах, я и поверила, подумала: "Может, правда?" В школе мальчики особого внимания на меня не обращали, а мама вообще говорила: "Ты у меня косая, как заяц". А потом вдруг в один момент все решили, что я красива. Будто кто-то на высоком уровне подписал об этом указ. Вообще, на мой взгляд, красота - понятие относительное. Если у женщины не уродливые черты лица, умелый макияж сделает ее неотразимой. Особенно если речь идет о нас, славянках".
Кстати
Дочь - копия мамы
В фильме "Дон Сезар де Базан" зритель впервые увидел дочь актрисы Александру Самохину. Девочка появляется в костюме маленькой цыганки на руках у Михаила Боярского. В дальнейшем Анна и Саша еще не раз будут играть на сцене и на экране вместе. С годами Александра станет копией своей матери, и режиссеры будут использовать это сходство как своеобразную машину времени.
- В спектакле "Мастер и Маргарита" я играю в первом акте, а Саша - во втором, - рассказывала актриса. - Для нее я в театре партнер, коллега, мама же - дома. Наш творческий тандем образовался с сериала Дмитрия Светозарова "Три цвета любви". Саша там играет меня в юности, а дальше фильм продолжаю я. В "Черном вороне" я - бабушка, Саша - моя внучка.
|
5 лучших фильмов Анны Самохиной
- "Узник замка Иф" (1988)
- "Воры в законе" (1988)
- "Дон Сезар де Базан" (1989)
- "Царская охота" (1990)
- "Китайский сервиз" (1999)
За кадром
Счастливый билет в Одессу
Пока Самохина сидела в декрете, ее роли в театре отдали другой актрисе. Казалось, что ее жизнь теперь так и будет проходить в старом поношенном халате у кастрюль. Тяжелейшая депрессия не отпускала пять лет! Анна совсем извелась, и еще неизвестно, чем бы все закончилось, если бы в 1987 году в коридоре общежития ее не нашел ассистент режиссера с Одесской киностудии. В то время снимался фильм "Узник замка Иф" по роману Александра Дюма "Граф Монте-Кристо", и съемочная группа по всей необъятной стране искала новое лицо для главной женской роли.
Ее коллегу по театру Игоря Богадуху утвердили на одну из ролей в "Узнике замка Иф". Тот увидел кучу фото, которые привезли ассистенты, разыскивавшие актрису на роль Мерседес по провинциальным театрам, и на одном узнал Самохину.
- Обязательно попробуйте эту девушку! - взмолился актер.
- А кого она играет?
- Бабу-ягу!
- Да, хорошая роль для красотки... - вздохнул режиссер Юнгвальд-Хилькевич. И все же вызвал Анну.
В холодный дождливый день Анна шла по коридору общежития с какими-то кастрюльками - ее нашел ассистент режиссера с Одесской киностудии. Она была неприбранная, в халате, с хвостиком (а как еще может выглядеть женщина, сидящая с маленьким ребенком?). Увидев, как вытянулось у него лицо, и боясь упустить свой шанс, она завопила: "Вы не смотрите на меня, я не такая! У меня есть фотографии, я вам их сейчас покажу!.."
"Странный взгляд раскосых глаз. Неясный и опасный. Что-то шальное проскальзывало в нем. Именно такой я хотел видеть свою Мерседес... - вспоминал про Самохину Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Самохина была гиперсексуальна! Передо мной стояла Мерседес, способная прыгнуть со скалы... На пробах я дал ей самую сложную сцену. Самохина, подавленная своими неудачами в кино, начала смущаться, выглядела просто забитой. Я думаю: ведь и раньше ее пробовали, но роли не давали, значит, не случайно. И тут Анна, заметив мой скептицизм, поняв, что сейчас она все потеряет, с такой страстью прочитала монолог, в нем прозвучало столько страдания, что я ахнул".
Михаил Боярский на съемках "Узника замка Иф" умолял режиссера Юнгвальд-Хилькевича придумать сцену, в которой ему надо было бы поцеловать актрису Анну Самохину. Но поцелуй не планировался. И все же, отработав то, что полагалось по сценарию, Боярский не сдержался и начал осыпать красавицу поцелуями.
|