Счастливым принято считать человека, у которого ничего не болит и который при этом доволен пусть не всем, но многим. Ученые еще долго придерживались бы такого упрощенного и обобщенного мнения, если бы не исследования, проведенные в Еврейском университете в Иерусалиме.
Их руководитель доктор Майя Тамир уверяет: по-настоящему счастливым человека делает возможность выражать те эмоции, которые тот действительно испытывает. Даже если эти эмоции не выглядят добрыми и приятными.
Характерный пример: принято умиляться грудным детям. А ведь кому-то даже смотреть на них неприятно. Так вот, люди, которые, глядя на сучащего ножками и ручками младенца, морщатся сообразно своим ощущениям, счастливее тех, которые сюсюкают и улыбаются, подавляя реальные эмоции.
Другой пример: начальник шутит, подчиненные смеются, хотя им не смешно. Счастлив будет тот, кто скажет начальнику, что шутки у него плоские. Счастье, правда, продлится недолго - пока не уволят. Но чувство искреннего удовлетворения сохранится на всю жизнь.
К столь неоднозначным выводам о природе счастья ученые пришли, подробно опросив 2324 студента из США, Бразилии, Китая, Германии, Ганы, Израиля, Польши и Сингапура. Многие опрошенные признались, что не раз кривили душой вопреки своей воле. Более 10 процентов сообщили, что им приходилось демонстрировать любовь и сопереживание гораздо чаще, чем хотелось бы. Примерно столько же дали понять, что с удовольствием выражали бы меньше положительных эмоций и больше отрицательных.
Анализ ответов показал главное: чем чаще демонстрируемые эмоции совпадали с реально ощущаемыми, тем более были удовлетворены жизнью участники опроса.
- Если человек уверен, что злость поможет противостоять несправедливости, то он будет чувствовать себя лучше, если и в самом деле разозлится, - поясняет Майя.
"Открытие" еврейских ученых позволяет понять, каким образом советские люди делились на счастливых и несчастливых. Одни искренне одобряли политику партии и правительства, то есть их ощущаемые и выражаемые эмоции совпадали, а другие притворялись. Кто знает, может быть, стремление выражать свои настоящие эмоции, то есть жажда счастья, и привело к краху советской власти?
А в это время
Не давайте воли чувствам в деловой переписке
Илла Гликсон из Университета Бен-Гуриона в Израиле - коллега и соотечественница Майи Тамир - обнаружила: работники, вставляющие эмоджи (смайлики) в деловые электронные письма, портят о себе впечатление. Получатели таких посланий почему-то считают отправителей недостаточно компетентными.
Эксперименты, в которых участвовали 549 менеджеров из 29 стран, продемонстрировали: смайлики и прочие рожицы, которые некоторые считают нужным добавить в деловое письмо, чтобы продемонстрировать свою искренность, дружелюбие, добрые намерения или даже сочувствие, на самом деле никак не влияют на эмоции получателей. Никакой дополнительной теплоты те не чувствуют.
По мнению Иллы, письмо примерно с таким вот текстом: "Сожалею, что наша фирма не сможет перевести деньги за отгруженную вами продукцию" - не станет теплее, если отправитель сопроводит его грустным смайликом. Наоборот, это будет выглядеть как издевательство. И конечно же, некомпетентность. Поскольку отправитель мог объяснить причину неурядицы, вместо того чтобы проявлять абсолютно бесполезное сочувствие.