Кто ты, Даяна, девушка, укравшая младенца из детского сада?!

С помощью психотерапевтов "КП" в Украине" попыталась понять мотивы юной киднепперши.

20-летняя Даяна Шаль. Фото: Facebook.com

20-летняя Даяна Шаль, скрывающаяся в соцсетях под именами Дарина Шаль, она же Литовченко, она же Недилько, она же Семеренко, она же Даяша Зайка. То рожала, то не рожала. Замужем или нет. То молодой человек Сергей Литовченко, а то уже Руслан Козловский. Она действительно в шоке и растерянна или умышленно всех запутывает? Сейчас она под домашним арестом.

Мы попросили практикующих психологов составить психопортрет преступницы, основываясь на истории, которую она же и рассказала при задержании: родила дочь в июле этого года. Отдала дочь незнакомой женщине, чтобы родители (опекуны) не ругали. Ребенок оказался больной - умер. Незнакомая женщина вернула младенца, и Даяна, не зная, как быть, выбросила умершую дочь на помойку. А затем украла полуторамесячную девочку.

Не приняла факт смерти младенца

Если поверить хотя бы на минуту в историю Даяны, то можно все списать на психологическую травму, вызванную смертью ребенка.

- Для женщины сами роды - это психологическая и физиологическая травма, - говорит киевский семейный психолог Нина Кокойло, - но ее сглаживает сам факт того, что родился ребенок. В случае Даяны младенец умер, и психологический эпизод затянулся. Т.е. то, что должно стать радостным событием, приобретает негативные и мрачные краски. И здесь, возможно, психика девушки не сработала. Иными словами, факт утраты не был ею принят, она расценила это как потерю, скажем, какой-то вещи, но не ребенка, а после она нашла то, что потеряла, украв младенца.

По словам семейного психолога, в таких эпизодах самое сложное - принять факт потери/утраты/горя. Но в случае Даяны, у которой, судя по всему, изначально были психологические трудности, психика девушки решила удалить сам факт смерти ребенка - просто вычеркнуть из памяти трагический эпизод. И, забирая чужого ребенка, девушка в подсознании считала, что просто нашла своего ребенка.

Поступок 20-летней девушки вызвал споры как у простых людей, так и у специалистов. Фото: Униан

Она до родов уже была нездорова

- Острая реакция на стресс - импульсивный поступок, - говорит врач-психиатр Александр Авдеев. - Но в данном случае, если отталкиваться от истории, представленной самой преступницей, можно предположить, что она была психически нездорова еще до потери ребенка, а роды и смерть младенца стали толчком к импульсу - украсть чужого.

По мнению Александра Авдеева, психически здоровая женщина, потеряв ребенка, не станет красть чужого, так же как и муж этой женщины не позволит ей совершить такое. Поэтому вопрос и о психическом здоровье парня/сожителя/мужа Даяны становится риторическим. 

- Шансы у такой нездоровой психически девушки найти здорового психически парня стремятся к нулю, - говорит врач-психиатр Александр Авдеев. - Думаю, и  осознание того, что за содеянное им, Даяне и ее мужу, грозит тюремный срок, к ним тоже еще не пришло. 

Девочка-манипулятор

А вот практикующий врач-психотерапевт Оксана Одинцова после просмотра видеодопроса Даяны Шаль отбрасывает версию о травме из-за потери ребенка.

- На видео видно, что девушка лжет. Причем врать для нее все равно что в магазин сходить, - комментирует Оксана Одинцова. - История явно подготовленная, а на вопросы, которые не вписываются в придуманную легенду, девушка отвечает, сочиняя на ходу, причем неумело - нелогично и сумбурно. Эмоционально она отстранена, хотя не исключено, что это реакция на стресс, но, судя по ее лицу и поведению, материнского инстинкта тут и в помине нет. 

Врач-психолог Оксана Одинцова считает, что Даяна Шаль умело играет роль жертвы. Косички как у ребенка, взгляд из-под бровей невинный - жертвенная позиция и выработанная тактика для манипулирования, а сами действия, описанные ею же на допросе, иррациональны и нелогичны.

- Она дала имя своей дочери, при этом путаясь в дате ее рождения, но кто дает имя ребенку, если собирается от него избавиться?! - говорит Оксана Одинцова. - На вопросы о проживании она отвечает заученным текстом. Это говорит или о том, что специально заучила ответы на такие вопросы, или о том, что это действительно правда. Спросите у человека, где он живет, и он вам тут же ответит на этот вопрос, не ошибившись в цифрах. Но как только полицейский спрашивал у девушки то, что не вписывалось в заученный текст, как она начинала юлить и придумывать на ходу, стараясь вывернуться из ситуации. 

Мало того, Оксана Одинцова уверена: Даяна не рожала и не теряла своего ребенка, да еще и психически здорова и на преступление шла со злым умыслом и хладнокровно.

- На видео, где девушка похитила ребенка, не видно ее нервозности и переживаний по поводу совершаемого - все сделано достаточно хладнокровно. Это говорит в пользу того, что такие понятия, как совесть и моральные принципы, развиты слабо или вообще не развиты, - говорит врач-психолог, - это адаптивное поведение. Девушка словно придумала себе фантазию, как ребенок пяти-шести лет (это насчет якобы спасения украденного младенца от "отца-отказника"), и старается в этой фантазии жить, но при этом она психически абсолютно здорова и прекрасно понимает, что и как нужно говорить, чтобы тебя пожалели. Видимо, не в первый раз.