Незадолго до празднования 40-й годовщины разгрома нацизма, 6 мая 1985 года, площадь Победы была запружена народом. Выступивший на организованном митинге председатель горисполкома Валентин Згурский объявил о том, что киевские власти в ознаменование юбилея решили переименовать Брест-Литовский проспект - одну из самых длинных магистралей столицы Украины. Она получила новое название - "проспект Победы" и при этом стала еще длиннее (свыше 11 километров). Для того чтобы проспект начинался непосредственно от площади Победы, к нему присоединили квартал между площадью и Воздухофлотским мостом, ранее относившийся к бульвару Тараса Шевченко.
На уличных табличках пришлось менять не только названия. "Переподчинение" квартала автоматически повлекло за собой изменение номеров домов по всей магистрали.
Шли солдаты на войну
До середины позапрошлого столетия дорога от старых кварталов Киева в сторону Житомира начиналась существующими поныне Малой и Большой Житомирской улицами. Дальше она вела по улице Сечевых Стрельцов (бывшей Львовской), потом - по Дегтяревской, когда-то носившей название "Житомирская почтовая дорога", и переходила в загородную магистраль.
Но вот император Николай I затеял обеспечение переброски войск с левого берега Днепра в западном направлении. Ведь российский царь мнил себя жандармом Европы. По его распоряжению была сооружена первая в Киеве капитальная переправа через Днепр - Цепной мост. Императорские войска могли подходить к мосту по Броварскому шоссе, а дальше следовало обеспечить им удобный маршрут через Киев. И Николай I одновременно со строительством моста приказал проложить новые шоссейные трассы. Вдоль берега от Цепного моста до Подола было намечено Набережное шоссе, потом от Подола до Лукьяновки - Глубочицкое, за ним от Лукьяновки до начала Шулявки - Кадетское (теперь улица Вячеслава Чорновила). А оттуда должно было пролечь Киево-Брестское (оно же Брест-Литовское) шоссе, служившее в то же время продолжением недавно устроенного городского бульвара.
В названии последнего шоссе отразился дальний ориентир, стоявший перед царскими войсками. При необходимости они могли маршировать на Житомир, Ровно, Луцк, а оттуда и на Брест-Литовск (теперь просто Брест в составе Беларуси). Впрочем, среди украинцев бытовало наименование "Берестейское шоссе" от древнего названия Бреста - Берестье. Об этом напоминает нынешняя станция метро "Берестейская".
При жизни Николая I монарху не удалось оценить преимуществ новых магистралей. Напротив, он испил горькую чашу поражения в Крымской войне. Позже по стратегическим шоссейным дорогам в районе Киева проходили солдаты для участия в подавлении польского восстания 1863 года и в других кампаниях. С течением времени Брест-Литовское шоссе с прилегающими селениями вошло в городскую черту. Путеводитель по Киеву 1901 года отзывался о нем без особого восторга: "Дальше вам путь будет лежать по некрасивой местности, застроенной невзрачными одноэтажными домами. Единственным украшением здесь является политехнический институт". Однако внешний вид магистрали становился все солиднее, в 1964 году ей присвоили статус проспекта, а с 1985-го наименование, связанное с Брестом-Литовским, осталось в прошлом.
Закон есть закон
За тридцать с лишним лет название проспекта Победы вошло в киевский обиход. Но шквал переименований последнего времени коснулся и этого топонима. Комиссия по вопросам наименований при Киевском городском голове рассмотрела вопрос о возвращении проспекту прежнего названия "Брест-Литовский" (понятно, что при этом начальный квартал снова будет отрезан от проспекта и присоединен к бульвару Тараса Шевченко). Большинством голосов комиссия направила это предложение на общественное обсуждение, проводимое путем электронного голосования на сайте КГГА.
К сожалению, активность киевлян в таких волеизъявлениях невысока. Идея переименования проспекта собрала в трехмиллионном городе всего лишь 888 голосов, однако "против" проголосовало еще меньше. Причем, судя по материалам обсуждения на том же сайте, у сторонников переименования не было единой позиции. Некоторые соглашались на "Брест-Литовский проспект", другие предпочли бы "Брест-Литовское шоссе", третьи рекомендовали украинский вариант "Берестейский проспект". Как бы то ни было, после обсуждения проект поступил в Киевсовет для принятия окончательного решения.
Но, с другой стороны, тысячи жителей проспекта, по тем или иным причинам не участвовавших в интернет-голосовании, теперь настоятельно требуют у депутатов своих округов не поддерживать изменение названия. Насколько известно, вопрос этот уже не стоит в повестке дня ближайших заседаний Киевской мэрии. Стало быть, есть еще время подумать: так ли необходим киевлянам исторический топоним, уходящий своими корнями в геополитику Российской империи?
Надо признать, что сейчас в Украине многие считают "имперским" и нынешнее название проспекта Победы, отразившее советские идеологические приоритеты. Однако же всем нам известен Закон Украины "Про увічнення перемоги над нацизмом у Другій світовій війні 1941-1945 років", принятый в 2015-м. В нем однозначно сказано, что почитание памяти о победе над нацизмом во Второй мировой войне "є священним обов’язком держави та громадян України".
Кстати
Два Бреста под властью Петербурга
Название города "Брест-Литовск", от которого получило название Брест-Литовское шоссе, а затем и проспект, было характерным отражением реалий XIX - начала ХХ века. После всех разделов Польши и наполеоновских войн в составе Российской империи оказались сразу два города Бреста. Один из них, некогда принадлежавший Великому княжеству Литовскому, именовался Брест-Литовск. А другой располагался в исторической местности Куявия, и для него применяли название Брест-Куявск (ныне Бжесць-Куявский на территории Польши).