"Девочка не была похожа на цыганского ребенка: волосы белые, глаза - голубые"

Елена Кравчун из Запорожья спустя 10 лет пытается найти настоящих родителей малышки, которую ромы выдавали за свою дочь.

Долгие годы женщина не решалась раскрыть семейную тайну. Фото: Ирина РУДЕНКО

На Леваневском кладбище Запорожья возле небольшого памятника стоит женщина. С фотографии на нее смотрят голубые глаза маленькой девочки. Взгляд у малышки пронзительный и взрослый. Его Елена Кравчун хранит в своей памяти вот уже десять лет. Все эти годы женщина молчала о трагической истории малышки, которую ей с мужем пришлось похоронить. Оксана - чужой ребенок. И вполне возможно, что до сих пор ее разыскивают настоящие родители. 

Чистая брендовая одежда и нестыковки в документах

Это произошло еще в 2006 году. У Елены и ее мужа был собственный бизнес, женщина хорошо зарабатывала. И так повелось, что предпринимательница помогала неблагополучным семьям: покупала им жилье за городом, помогала найти работу. Больше всего жалела детей, которых в таких семьях, как правило, "семеро по лавкам".

- Однажды зимой я увидела возле церкви мужчину с ребенком на руках, - рассказала "КП" в Украине" Елена. - Холод ужасный, а ребенок, видно, совсем крошечный. Я ему говорю, сколько, мол, денег тебе нужно, чтоб ты ушел и не морозил дите? Он ответил, что двести гривен. 

Названную сумму Елена мужчине дала, но через несколько минут вернулась проверить, ушел он или продолжает стоять. Оказалось, что попрошайка остался просить милостыню и дальше. Женщина разговорилась с ним и выяснила, что Александр, так назвался мужчина, проживает в так называемых ночлежках практически в центре города, возле железнодорожного вокзала "Запорожье-1". Это двухэтажный большой дом с красивым фасадом, в котором обитает хозяйка, а за этим домом - несколько пристроек, которые сдают цыганам. 

- Я знала про этот цыганский притон, время от времени наведывалась туда, приносила детские вещи и еду, - говорит Елена. - Выяснилось, что Александр, который по национальности русский, жил там с цыганкой Раей и их маленькой дочкой, с которой выходил просить подаяние. Я предложила им выехать оттуда, сняла квартиру, пыталась помочь Саше устроиться на работу. 

Через пару месяцев к Рае нагрянула в гости сестра Лиза из российского Белгорода и попросилась пожить некоторое время. 

- В какой-то из вечеров, когда я пришла проведать Раю с детьми и уже выходила из квартиры, столкнулась в дверях с этой самой Лизой, - рассказывает Елена. - У нее на руках была маленькая девочка. Первое, на что я обратила внимание, - ребенок в чистой и новой одежде последней коллекции известного детского бренда. У меня самой в то время подрастала маленькая дочка, которой я покупала такие вещи, и я знала их стоимость. Мне показалось это странным. Откуда у этой семьи деньги на такую одежку? Да и сама девочка не была похожа на цыганского ребенка: волосики белые, глаза голубые-голубые.  

Елена попыталась выяснить, какие документы есть на малышку. Лиза показала свидетельство о рождении, в котором матерью значилась жена ее родного брата - Зита. 

- Она говорила, что взяла в роддом свидетельство о рождении невестки и записала девочку на нее, - вздыхает Елена. - В выписке из роддома было указано, что младенцу капали препараты через подключичный доступ, но никаких следов на теле ребенка я не обнаружила! Обратилась с заявлением в милицию, чтобы проверили, действительно ли Лиза - мать Оксаны, но никакой реакции не последовало. 

За жизнь маленькой Ксюши боролись целый год

В скором времени Елена купила для Раи с Александром небольшой домик в селе вблизи Запорожья. Семья бросила заниматься попрошайничеством и начала новую жизнь. Их периодически навещала и Лиза с маленькой Оксанкой. В один из приездов женщина оставила у них ребенка. У девочки была высокая температура.

- Рая позвонила мне, и я примчалась с лекарствами, а затем мы повезли ребенка в больницу, - говорит женщина. - Врачи ошарашили: маленькая Ксюша больна туберкулезом. 

За жизнь девочки началась борьба.

- Девочка поступила к нам очень сложной, она была слабенькая, - вспоминает заведующая детским отделением Запорожского областного противотуберкулезного диспансера Людмила Чернышова. - К сожалению, десять лет назад у нас не было тех исследований, которые мы имеем сейчас. Но все необходимые препараты, даже те, которых невозможно было найти на всем постсоветском пространстве, Елена привозила в больницу. Да, Ксюша действительно генетически не была похожа на цыганского ребенка, хотя в свидетельстве была указана  национальность "цыганка". 

Целый год медики не без помощи Елены, ставшей крестной матерью малышки, пытались спасти ребенка. За этот год мама Лиза и разу не пришла в больницу и даже не поинтересовалась судьбой девочки. 

У маленькой Ксюши оказалась специфическая форма туберкулеза, устойчивая к медицинским препаратам. После года борьбы девочка умерла. 

Все эти 10 лет Елена молчала - эта история была семейной тайной. Раскрыть ее она решилась лишь после небольшого скандала в Фейсбуке. Под одним из постов Елена в резкой форме высказала мнение, что детей надо воспитывать, а не потакать его капризам и плохому поведению. В лучших традициях соцсетей несогласные комментаторы ополчились против Елены, обвинив ее в детоненавистничестве. Неожиданно на защиту запорожанки встал сотрудник ритуальной службы, упомянувший, что десять лет назад был свидетелем того, как она хоронила чужого ребенка, и все это время помнил необычные похороны. 

Инструмент для заработка

Версия того, что случилось с маленькой Ксюшей почти одиннадцать лет назад, у предпринимательницы своя. Документы, которые выдавались за Оксанины, на самом деле были документами дочки Зиты. По всей видимости, та девочка умерла, а на ее место была "взята" другая. Возможно, украденная в том же Белгороде. 

- Для цыган дети - инструмент заработка, - говорит Елена. - Вы бы видели, сколько этих детей ошиваются в этих грязных бараках на окраине города. В этот притон цыгане приезжают на зиму, а все остальное время они кочуют по разным областям Украины, живут в палатках. Просят милостыню, используя своих-чужих детей. Я помню, как они приехали сюда на Пасху. Я насчитала более 100 детей разного возраста! И попробуй разберись, чьи это дети. Никому до них нет дела. 

Вместе с начавшимися поисками настоящих родителей маленькой Оксаны Елена просит взрослых не оставаться равнодушными к детям, которым нужна помощь взрослых. Не проходить мимо малышей, растерянно вертящих в разные стороны головами. Не игнорировать детские просьбы о том, что, мол, я потерялся, позвоните маме. И присматриваться к маленьким сверткам, находящимся в руках попрошаек, и не только цыган. Историй украденных детей на самом деле не так уж мало. Только о них почему-то не принято говорить.

P.S. Цыганка Рая сейчас вместе со своими детьми живет в селе на Кировоградщине. За прошедшие годы ее сестра Лиза, якобы мать Ксюши, ни разу не приехала на могилку дочери.

Внешне Оксана не походила на цыганского ребенка: белокожая, со светлыми волосами и голубыми глазами. Фото: Личный архив Елены Кравчун

 

КОМПЕТЕНТНО

Свидетель похищения может сам произвести задержание

"КП" в Украине" отправила запрос в социальные службы и полицию Запорожья, чтобы прояснить ситуацию. Ведь случаи похищения людей, и детей в частности, не единичны и происходят по всей стране. К слову, похищают не только для попрошайничества и не только цыгане.

- Конечно, случаями похищения должны заниматься правоохранительные органы, - говорит юрист Павел Кулик. - Но каждый человек, который стал свидетелем похищения или подготовки к таковому, согласно Криминальному кодексу Украины имеет право произвести гражданское задержание. При этом стоить помнить, что производить его нужно, не превышая необходимых мер. Гражданское задержание не является таковым, если проводится с целью мести или самосуда.

Правозащитник советует в случае хищения и гражданского задержания обязательно привлечь нескольких свидетелей данного происшествия, вызвать на место происшествия патрульную полицию и удерживать злоумышленника до приезда экипажа.