...Тяжелая железная дверь поддается спасателям. Отец бросается внутрь квартиры и видит сына - на турнике, прилаженном в дверном проеме. «Что же ты не открывал?» - Bопрос застревает в горле. Тонкие руки мальчишки беспомощно висят вдоль тела, огромные голубые глаза чуть приоткрыты. Длинную шею плотно стягивает кожаный ремень, подаренный папой...
Одиннадцатилетний Андрей покончил с собой из-за четвертной оценки.
Последняя среда
В московской гимназии 1566 в Марьине с углубленным изучением гуманитарных предметов последний день перед каникулами - 30 мая. Но уже в среду, 28-го, на классном часе пятому «А» должны были проставить в дневники итоговые оценки. Андрей на уроках не мог усидеть на месте. Он всегда переживал из-за лишней четверки, не говоря уж о трояках. В гимназию Андрюша попал всего год назад по рекомендации кадетской школы, где прежде учился. В новом классе нужно было держать марку. Да и возвращаться в кадетский интернат совсем не хотелось: с родителями Андрей не любил расставаться надолго. И так мама Ольга Станиславовна все время уезжала в командировки, а папа Валерий Вячеславович - военный - зачастую поздно возвращался со службы.
Но вот наконец звонок. Классная Алена Вячеславовна раскрыла журнал. Все-таки тройка, даже две! От внимательного взгляда учительницы не укрылось разочарование Андрея.
- Да ты у нас молодец! Хорошист! Будет твое фото на доске почета! Ну а две тройки в четвертой четверти не считаются! - Алена Вячеславовна и правда была рада Андрюшиным успехам. Он как-то по-особенному смог привязать к себе за этот год. Всегда внимательный, аккуратный, заботливый и какой-то слишком взрослый, ответственный, что ли...
Конечно, хорошист по результатам года - это здорово, но... И Андрюша решил испытать судьбу. Учительница английского еще была у себя в кабинете.
- Екатерина Сергеевна, можно мне как-нибудь пересдать тройку?
- Уже поздно, увы. Но в году-то у тебя четыре - не переживай! Отдыхай, а в новом году постарайся!
Отвлечься от грустных мыслей мальчик с друзьями решил в школьном компьютерном зале. Они полчаса резались в любимые игры, шарили в Интернете. Потом Сережке надо было идти на таэквандо, а Сашку ждали дома. Андрюше к себе идти не хотелось. Опять одному дома сидеть... А чего делать? Уроков на завтра уже не задали.
Слишком взрослый
На этом точно установленная следователями хронология событий обрывается. Теперь никто и никогда не сможет узнать, что происходило в голове Андрея и в конце концов подвигнуло затянуть ремень. В 16.30 он пошел домой. Как рассказали потом его друзья, настроение у парня было нормальное. По дороге он позвонил маме и рассказал об обидных тройках. Та попыталась его успокоить: «Ты и так умница!» Потом звонил отцу...
В шесть до Андрея ни мама, ни папа не смогли дозвониться ни по мобильному, ни по городскому. В семь вечера отец нашел его в петле...
Сейчас журналисты и следователи выдвигают свои версии - несчастная любовь, доведение до самоубийства учителем... Но ни мать, ни отец, ни классный руководитель, ни школьный психолог не могут назвать точную причину. Девочка, конечно, была. Они познакомились несколько месяцев назад во дворе. Иногда она заходила за ним в школу. Но больше времени Андрей проводил в компании со своими товарищами и очень обижался, если они в шутку говорили: «Тили-тили тесто, жених и невеста». Да и в среду встречаться с подружкой он не планировал.
Маме казалось, что во время последнего их разговора Андрюша не был сильно грустным, вот только оценки... Отец молчит.
- Да я бы заметила, если бы с ним что-то было не так. - Молодой классный руководитель Алена Вячеславовна очень старается не плакать. - Конечно, расстроился из-за оценок. Андрюша всегда был очень ранимым - это, наверное, больше всего выделяло его из всего класса. Любое неосторожное слово могло его сильно обидеть. Для него было главным, чтобы все на него обратили внимание, похвалили, по головке погладили. Не хватало ему тепла. А я разорваться не могла - в классе 31 человек! И рассуждал он очень по-взрослому - про жизнь, смерть, человека. Иногда, когда у него что-то не получалось, Андрей мог сгоряча крикнуть: «Повеситься мне теперь, что ли?» А я не придавала значения... Вы еще с психологом школьным поговорите - он у нее часто бывал.
|
Как оказалось, частые визиты к Карине Васильевне происходили по желанию Андрея. Нет, отклонений у него никаких не было, он просто во всех искал человека, с которым можно поделиться сокровенным.
- Андрей - очень контактный мальчик, готов со всеми дружить, каждому помочь, поддержать, - психолог никак не может говорить о мальчишке в прошедшем времени. - Его повышенная ранимость ему мешала. Каждая оценка для него была важна, к каждому замечанию учителя он относился очень трепетно. Переживал. Но вот так расстроиться из-за тройки...
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Руководитель отдела ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского Борис ПОЛОЖИЙ:
- В подростковом возрасте дети очень ранимы. С одной стороны, появляется тяга к экстремальным поступкам - хочется себя проверить, испытать совершенно необыкновенные ощущения, с другой - самокопание, самоуничижение, поиск ответов на вопросы: кто я, что я, так ли я делаю. Тема смерти все время находится в подростковом сознании. Но для них смерть нечто романтическое. При этом подростки воспринимают ее отстраненно от себя. Для них это всего лишь переход в новое качество, временная поездка на отдых. Вот все будут плакать, на могилку цветы носить, прощение просить. И ребятам кажется, что они просто постоят в сторонке, а потом вернутся.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Не ругайте нас за плохие отметки. Пожалуйста...
Однажды я получила двойку за диктант. Конечно, я вырвала страничку из дневника, выкинула тетрадь. Но больше всего я боялась того момента, когда мама придет меня забирать из школы. Меня никогда не били, тем более за оценки, не лишали прогулок и не обделяли подарками. Мне было страшно, что мама будет плакать... Что именно я довела ее до слез. Это меня пугало больше всего. И я тогда сбежала из школы. Родители искали меня несколько часов, пока я сама не пришла домой. Тогда я не могла понять, что мой поступок намного больше навредил, чем двойка...
Андрей безумно любил родителей. Об этом в один голос говорили и учителя, и психолог, и его одноклассники. Карина Васильевна, правда, отметила, что с отцом было напряжение - «мальчик боялся, что в нем разочаруются». Может быть, поэтому он пришел домой и закрыл дверь на железную щеколду, которую в семье никто никогда не закрывал. Может, он оттягивал встречу с папой. Он не мог, не имел права его огорчать, ведь он не смог пересдать английский, а папа очень хотел... Вот только Андрюша не подумал, что тройка - это не смертельно...
Сейчас по всей стране - горячая экзаменационная пора. И очень хочется надеяться, что лишняя четверка найдет понимание у родителей, если ребенок очень старается их не огорчить...
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Мы реализуем в детях то, чего не добились сами?
Мне тоже очень бы хотелось, чтобы мои сыновья в школе учились лучше, чем я, и в институт поступили попрестижнее того, что заканчивал я. Но из-за их двоек и троек я расстраиваюсь, похоже, больше, чем они сами. Правда, они уже вошли в циничный подростковый возраст, когда отцовское волнение вызывает удивление: «Это чего ты там? А?!»
Но детишки бывают разные. Одних отцовское расстройство вовсе не трогает. Другие...
Навязывая детям свое понимание жизни (а как же, мы ведь ОПЫТНЕЕ!), мы сами иногда не понимаем, не чувствуем: у них может быть своя шкала ценностей. И свои представления о жизни. Они выросли в другое время, другие книжки читают, другие телепередачи смотрят.
Где та грань между умением помочь ребенку выстроить, а потом обустроить собственную жизни и желанием отстроить его жизнь по своему образу и подобию, только в улучшенном и исправленном варианте?
Безумно жалко Андрюшу...
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
Дарья Токарева ждет ваших откликов на сайте.