Принята пенсионная реформа: пенсии вырастут, но работать придется дольше

"За" проголосовали 288 народных депутатов.

В Раде начинается битва за пенсионную реформу. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

С момента голосования в первом чтении в документ предложили внести более двух тысяч правок. Но депутаты справились быстро - за два часа.

Что приняли

Официально пенсионный возраст повышать не будут. Правда, для того, чтобы выйти на пенсию в 60 лет, придется отработать от 25 до 35 лет, в зависимости от даты вашего рождения. Более того, тем, кто не отработал хотя бы 15 лет, пенсия и вовсе не светит.

По прогнозам правительства, только 55% населения в 2028 году будут иметь страховой стаж 35 лет. А это значит, что остальные 45% выйдут на пенсию позже.

Для того, чтобы претендовать на пенсию с 65 лет, тоже нужно будет отработать минимум 15 лет. Это правило вступит в силу с 1 января 2019 года.

Если человек дожил до 65 лет и при этом отработал 35 лет для мужчин и 30 лет для женщин, то его минимальная пенсия будет оставлять 40% от минимальной зарплаты, но не менее прожиточного минимума для пенсионеров.

Если человек достиг 65 летнего возраста, но не наработал такой стаж, то размер пенсии устанавливается пропорционально стажу человека относительно прожиточного минимума. То есть, если мужчина отработал 30 лет вместо 35, то он получит 30/35=85,6% прожиточного минимума.

Тем, у кого нет необходимого стажа, с 65 лет будет назначена государственная социальная помощь, которая для большинства категорий населения составляет 30% от минимальной пенсии. Для сравнения, на сегодня это 393,6 грн.

Еще одно важное изменение – снижение коэффициента страхового стажа. Сейчас за каждый полный отработанный год человек получает 1,35% от заработанного. То есть, отработав 40 лет, ваш коэффициент страхового стажа будет составлять 40*1,35%=54%. А в законе его понизили до 1%. То есть, за 40 лет вы получите 40% заработанного.

Также обещают отменить все "специальные" условия выхода на заслуженный отдых. Их оставят только для военных. Поэтому работники здравоохранения и образования должны будут выходить на пенсию на общих основаниях.

Из хорошего  - в законе предусмотрено осовременивание пенсий. Сейчас пенсионеры не видят повышения пенсий по многу лет. Поэтому размер выплат у тех, кто вышел на пенсию недавно и 10 лет назад, отличается в разы. Дело в том, что средняя зарплата по стране, исходя, из которой рассчитываются новые пенсии, растет, но на размер ранее назначенных выплат никак не влияет. Эту несправедливость обещают убрать. В правительстве говорят, что благодаря этому более 5 млн украинских пенсионеров начнут получать повышенные пенсии. Сумма повышения составит от 200 до 1000 гривен. кто не успеет получить повышенную пенсию в октябре, тому сделают перерасчет в ноябре.

Второй важный момент – будут ежегодно индексировать пенсии. Размер будет вычисляться, исходя из финансовых возможностей солидарной системы, но не менее чем на 50% роста среднемесячных зарплат за три года и на 50% индекса потребительских цен.

Что не нравилось депутатам

Среди народных избранников больше всего вопросов к формуле начисления пенсии. Ведь если снижать коэффициент страхового стажа с 1,35% до 1% за каждый отработанный год, то получается, что новоназначенные пенсии станут на четверть ниже.

Еще один важный момент – введение второго уровня пенсионной системы. Во время рассмотрения законопроекта в профильном комитете внесли правку, что с 2019 года в Украине может заработать накопительный уровень пенсионной системы.

Согласно предложений нардепов, каждого работающего украинца младше 35 лет, обяжут несколько процентов от зарплаты отдавать на специальный накопительный счет. Уровень взносов будет ежегодно расти от 2% до 7%. Управлять этими деньгами будут специальные негосударственные пенсионные фонды.

С одной стороны, такой подход есть во многих странах мира и это шаг навстречу цивилизованному способу обеспечить свою старость. С другой, в украинских реалиях, совершенно непонятно, что будет с этими деньгами через 25-30 лет. Ведь за 21 год своей истории украинская гривна обесценилась по отношению к доллару США более чем в 14 раз. 

Что не нравилось кредиторам

Свои замечания к законопроекту о пенсионной реформе высказали и кредиторы Украины. В Международном валютном фонде и Всемирном банке выделили три основных момента, которые им не нравятся.

Речь, в частности, идет о выплате временной помощи неработающим лицам, которые достигли 60-летнего возраста, без необходимого для получения пенсии страхового стажа. А также о индексации пенсий в 2018-2020 годах, а потом автоматически согласно формуле.

Кредиторы считают, что индексацию пенсий нужно перенести на 2019 год. Они выступают против введения накопительной пенсионной системы с 2019 года и расширения перечня видов деятельности, которую можно будет учитывать в пенсионный стаж. Это касается учебы в вузе, предпринимательской деятельности упрощенцев и декретных отпусков.

КОМПЕТЕНТНО

Сергей Рыбалка 

Сергей РЫБАЛКА, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии

- На эту осень приоритетными определены пенсионная, медицинская, судебная реформы. Однако ни правительство, ни руководство парламента не вспоминает о том, что реализация этих реформ невозможна без развивающейся, растущей экономики. А для этого необходимо провести реформу финансового сектора, которая постоянно блокируется. С февраля ожидает рассмотрения в парламенте проект закона о защите прав потребителей финансовых услуг (№ 2456-д). Это именно тот документ, который позволит каждому гражданину спокойно вступать в договорные отношения с банками, не боясь "нарваться" на мошенников, имея все гарантии защиты собственных прав.

Мы в финансово-банковском комитете в очередной раз требуем рассмотрения проекта об ответственности и прозрачности Национального банка (№5257). Этот документ наш комитет рекомендовал парламенту в конце прошлого года.

Крайне важно наконец принять доработанный комитетом проект о возобновлении кредитования (№ 6027-д). Он упоминается в меморандуме с МВФ. Его принятие поможет активизировать кредитование и постепенно уменьшить стоимость кредитов для украинского бизнеса и простых людей. Без рассмотрения всех этих документов ни одна системная реформа не будет иметь реальной финансовой основы.