Потери боеприпасов
Первое на что обращают внимание при оценке подобного рода потерь – сколько военного имущества было уничтожено на складах. Конечно, не исключено, что пожар был устроен, чтобы скрыть недостачу, но даже в этом случае – это прямые потери государства, которые придется оплачивать нам, простым налогоплательщикам.
Эксперты пока расходятся во мнениях, сколько военного имущества было уничтожено под Винницей. По разным оценкам, там уничтожено от 27 до 40 тысяч тонн боеприпасов.
Журналист и военный эксперт Юрий Бутусов говорит, что стоимость тысячи тонн таких боеприпасов на мировом рынке колеблется от 15 до 30 млн. долларов.
Как видите, вилка получается внушительная. Если брать по минимуму, то потери составляют 400 млн долларов, если же считать по максиму, с учетом максимальных оценок то 1,2 млрд долларов.
Но политики, похоже, берут за основу среднюю цифру. Согласно заявлению секретаря комитета ВР по обороне, члена государственной комиссии по экспортному контролю вооружений Ивана Винника, ущерб от потери боеприпасов составляет не менее 800 млн долларов. Давайте и мы будем отталкиваться от этой усредненной цифры. Если перевести эту сумму в гривны по текущему курсу, то получим 21,250 млрд грн.
Компенсации пострадавшим
Армейские склады в Калиновке находятся в довольно густонаселенном районе. Из-за этого пришлось эвакуировать около 30 тысяч человек. По последним данным, из-за разлета снарядов семь домов выгорели дотла. Сотни были частично разрушены – им снесло крыши, выбило окна и двери.
Уже сейчас понятно, что на ремонт домов придется потратить не один миллион гривен. Так, например, после взрывов на складах в Сватово на Луганщине, пришлось потратить около 40 миллионов гривен на помощь людям.
В Балаклее, где взрывы были весной этого года, пришлось потратить 200 млн. грн. Правда, там пострадали многоквартирные дома.
В этот раз пока министр финансов Александр Данилюк заявлял о 100 миллионах гривен для восстановления домов.
Прочие потери
Теперь давайте перейдем к подсчету прочих потерь. По официальным данным было эвакуировано около 30 тысяч человек. По сути, эти люди около двух недель не смогут жить своей обычной жизнью – ходить на работу, учувствовать в экономической жизни страны.
Статистика говорит, что ВВП в Украине около 2,2 тысяч долларов на человека в год. Переводим это в месяцы и получаем, что за две недели от каждого эвакуированного экономика недополучит около 92 долларов. Получаем еще около 2,76 млн долларов или 74 млн. грн.
Второй важный момент – кто компенсирует работникам, которые не смогли из-за ЧП попасть на работу их зарплаты? Ведь, из этих 30 тысяч эвакуированных, как минимум 10 тысяч – где-то работают. При средней зарплате в Украине около 7114 грн, один рабочий день будет стоить – около 323 грн. За две недели люди недополучат около 3600 грн. каждый. Умножаем на 10 тысяч человек и получаем 36 млн. грн.
Идем дальше. Взрывы на складах существенно повлияли и на движение поездов. "Укрзализныця" изменила маршрут 47 пассажирских поездов, которые опоздали в среднем на 6-8 часов. В компании пока не смогли подсчитать потери от этого, но потери пассажиров мы можем прикинуть сами.
Каждый из них потерял как минимум один рабочий день. Количество опоздавших пассажиров мы тоже можем оценить весьма приблизительно – 47 поездов по 20 вагонов, в каждом из которых 36 мест. Мы специально взяли количество мест, как в купейном вагоне, а не в плацкарте. Ведь часть билетов все-таки остается невостребованными. Итого, около 34 тысяч пассажиров потеряли из-за объезда один рабочий день. Для экономики это выльется в 7,5 млн грн потерь, а для работающих людей – в 3,5 млн. грн. Суммарная цифра всех этих расходов будет составлять еще около 120 млн. грн.
Вместо послесловия
Итак, основные потери от пожаров – это именно потери боеприпасов. Но если просуммировать остальные затраты, то общая цифра легко перевалит за отметку в 21,5 млрд. грн. Много это или мало?
Для сравнения годовой бюджет всего пенсионного фонда Украины составляет 284 млрд. гривен. Делим эту цифру на 12 месяцев и получаем, что на обеспечение ВСЕХ украинских пенсионеров тратится 23,6 млрд. грн. в месяц. Сопоставимая сумма "взлетела на воздух" в Калиновке. И скорее всего, никто из руководства армии не понесет за это наказание.