Тема 14-ой Ежегодной встречи Ялтинской европейской стратегии звучит так: "Стал мир новым? И что это означает для Украины?" А корреспондент "КП в Украине" выяснил, что означает прошедшее мероприятие для "Бессарабки".
Нарядили продавцов
Пятничный рынок выглядит, как и в любой другой день, даже и не скажешь, что накануне здесь произошло событие международного масштаба. Выглядит-то он как всегда, а вот по ощущениям что-то изменилось – продавцы уж больно настойчиво требуют к себе внимания.
- Два дня базар был закрыт, - рассказывает продавец колбасы и сала с явным одесским говором, - готовили нас ко встрече с дипломатами. Красиво наш базар украсили – все в огоньках было, чистенько, аккуратненько. И нас принарядили – белый верх, черный низ. Но разговаривать-то с такими людьми мы не можем, нам нельзя, так что даже соскучились по простым покупателям.
Я удивилась такой формулировке – "простые покупатели", ведь всем известно, что Бессарабский рынок явно не для простых обывателей, сюда частенько люди, например, из Рады захаживают. Но женщина за прилавком с мясными изделиями уверяет - самый дорогой базар столицы уже давно не видел здесь чиновников или других "важных людей".
- Наш базар больше для туристов. Я и не помню, когда последний раз "живого политика" видела. А если и ходят, то окружают их 10 охранников, и не разберешь кто к тебе пришел – Кличко или еще кто, - говорит продавец.
Угощали салом и олениной
Помню, несколько лет назад из "Бессарабки" хотели сделать место отдыха для жителей города, т.е. вместо колоритных женщин с ярко голубыми тенями на веках, торгующих салом или творогом, здесь открылись бы кальянные, кафе, бары и кофейни. И какой-нибудь ламберсексуал (Другими словами - парень с ухоженной бородой. - Авт.), вместо вот этой душевной продавщицы колбасы рассказывал бы мне, как они вчера "форумчан" YES угощали. Нет, не представляю!
- Нас-то, продавцов, оставили почему?! – все еще откровенничает продавщица с одесским говором. - Потому что мы колорит – неотъемлемая часть базара. Правда, мы не продавали, а угощали дипломатов. Это ведь как дегустация была.
Разговаривая, женщина отрезает мне щедрый кусок колбасы из оленины. По ее словам, именно этот деликатес вчера пользовался большим спросом у гостей. А еще, конечно, традиционное украинское сало. Но если к салу я привыкла, то колбаса из оленины мне пришлась по вкусу, правда, не по кошельку – 700 грн за кило. Дорого.
- Это не дорого! – слишком эмоционально реагирует женщина за прилавком с молочной продукцией. Вообще, их здесь четыре, и все они на меня смотрят ошарашенно, услышав, что цена в 30 гривен за 100 граммов молозива как-то кусает мой карман. Правда, вкусно, тут не поспоришь. А продавщицы искренне удивлены, что я отказываюсь покупать.
- Девушка, - обращаются они ко мне чуть ли не в один голос, - 30 гривен - это для "своих", вот иностранцам и политикам мы по 50 продаем. Вчера, правда, на этом съезде дипломатов, торговать мы не имели правда, только угощать, но организаторы нам все возместили.
Европейцы любят нашу молочку
Спрашиваю, что, по их мнению, политикам из разных стран больше понравилось на Бессарабском рынке пробовать? И не удивляюсь, когда женщины, снова в один голос, уверяют меня, что украинская молочка – любимейший деликатес вообще всех иностранцев.
- Не знаю, может там коровы не те, но наш творог и брынзу разбирают моментально. А еще у нас тут запеканки творожные есть, сами печем (преувеличивают, конечно) – так вчера толпа за ними стояла.
И тут возникает вопрос: сколько вообще было гостей на открытии форума YES?
- 600 политиков мы вчера тут принимали, - говорит одна из "молочниц", угощая меня разрекламированной творожной запеканкой "собственного производства".
А по официальным данным было заявлено 350 политиков, дипломатов, бизнес-персон и других экспертов из 34 стран мира. Откуда цифра то такая?
- Ну так, кто с кем пришел, - продолжает продавец. - Кто с женой, кто с друзьями. Все по пропускам. Абы кого не пускали. Охраны было много. Телефонами пользоваться нам запретили, не то что фотографировать.
Уже отходя от прилавка с брынзой и молозивом, спрашиваю - понравилось важных людей угощать? Все четыре в унисон кивают.
- А мне нет! – резко говорит Валя (имя подслушано – так к ней обратилась коллега по базару), торгующая икрой и рыбой. – Но меня тут не было, мой прилавок закрыли. У меня ж сырая рыба, так что закрыли меня и всех мясников. Оставили лишь "колбасников" и "овощников", ну и молочку. А нас не позвали, – обиженно добавляет.
- Нет, меня тоже не было, - так же расстроенно делится восточный человек "на специях". – Специи и сухофрукты оставили – для красоты, а меня убрали. Большей популярностью фрукты пользовались.
Демонстрация аграрного потенциала
Пока меня не убедили купить шафран за 20 гривен, я направляюсь к прилавкам с фруктами. Видимо, еще по мотивам вчерашней встречи фрукты и овощи расставлены по цветовой гамме, аккуратно, в пластиковых контейнерах. Виноград слева направо - по размеру на убывание. Самый крупный по 100 гривен за кг – одна виноградина едва ли уместится у меня в ладони.
- Все украинское, все наше, - весело рассказывает продавец. – Вот вы знаете почему вообще вчера у нас тут форум этот был?!
И тут продавец самого большого винограда, который я видела в своей жизни, словно с листка говорит заученный текст. Я его уже слышала от самих организаторов форума YES:
- Это была демонстрация украинского разнообразия, предприимчивости, инновационного и творческого подхода к повседневной жизни. Демонстрация аграрного потенциала!
Улыбаюсь и спрашиваю, долго она заучивала? На что женщина отмахивается, мол, не оценила я ее подготовленности к приезду дипломатов, и отворачивается к своим фруктам.
За свои 105 лет "Бессарабка" впервые видела такое скопление политиков в одном месте. Что изменилось после этого события для самого рынка? Ничего! Ровным счетом, как и для самих работников торговых рядов. Для них уже давно что иностранцы, что дипломаты, что простые люди – все одинаковы, лишь цена на товар для разных категорий покупателей разная.