Археологи начали охоту за Ковчегом Завета

Ученые полагают, что реликвия поначалу использовалась для языческих культов.

Так Ковчег Завета выглядел в представлении создателей голливудской киноэпопеи о приключениях Индианы Джонса. Фото: Кадр из фильма

Согласно Библии в Ковчеге хранились каменные Скрижали с текстом Десяти заповедей. Они были даны Моисею на горе Синай на 50-й день после исхода евреев из Египта. Однако примерно 2600 лет назад одна из главных святынь христианства и иудаизма бесследно исчезла. 

Это случилось незадолго до того, как армия вавилонского царя Навуходоносора в марте 597 года до н. э. вступила в Иерусалим. Город был сдан без боя, однако в подробном реестре захваченных вавилонянами сокровищ Ковчег не фигурирует. Не значился он и в перечне имущества, которое взял с собой 18-летний иудейский царь Иехония, - на правах почетного пленника тот вместе с 10 тысячами горожанами был выслан в Вавилон. Скорее всего, перед сдачей города религиозная святыня была надежно спрятана. Но где?

По следам Индианы Джонса

Поисками Ковчега неустанно занимались фанатики, авантюристы, искатели приключений всех мастей. Сюжет об обретении этого сокровища лег в основу первого фильма о приключениях Индианы Джонса, он назывался "В поисках утраченного ковчега". 

Любопытно, что фильм опирался на совершенно реальную историю о том, как высшие иерархи Третьего рейха, склонные к религиозному мистицизму, охотились за христианскими святынями.

Однако в этом году несколько команд археологов начали раскопки сразу двух городов, где согласно библейскому тексту хранился Ковчег до того, как попал в Иерусалим. Это города Шило (он находится в 40 км от Иерусалима) и Кириаф-Иарим, что в 15 км от столицы Израиля.

Логично предположить, что спрятать реликвию решили именно там. Ведь, хотя Ковчег был изготовлен из чистого золота, он в первую очередь имел огромное религиозное значение. А города, прежде хранившие Ковчег, имели уже готовую "инфраструктуру" для хранения такой святыни.

Жертвенные животные

Библия утверждает, что в местечке Шило (в древности там располагалась резиденция первосвященника) Ковчег находился в течение 369 лет, пока в  XI веке до нашей эры не началась война с филистимлянами. Отправляясь на битву, иудеи взяли из храма Ковчег, рассчитывая, что он принесет удачу на поле боя. Однако филистимляне одержали победу и захватили ценный трофей.

- Во время раскопок в Шило мы обнаружили огромное количество костей животных, - говорит директор археологических работ доктор Скотт Стриплинг. - Полагаем, что на этом месте находился храм Ковчега. Потому что иначе сложно объяснить происхождение такого количества останков животных. Но если допустить, что здесь в течение 350 лет происходили жертвоприношения, - тогда все встает на свои места. Сейчас образцы костной ткани отправлены на экспертизу. В Библии есть перечень, который четко регламентирует, какие именно животные и в каком возрасте могут выступать в роли жертвенных. Если кости будут принадлежать указанному типу, то это станет явным доказательством того, что храм находится где-то рядом.

Ученые готовы отредактировать Библию

Согласно историческим сведениям Ковчег недолго пробыл у филистимлян. Спустя 7 месяцев после череды эпидемий, нашествия мышей и прочих дурных знаков они решили его вернуть прежним владельцам. Так святыня оказалась в городе Кириаф-Иарим, который сейчас тоже раскапывают археологи. Библия гласит, что в этом городе Ковчег хранился около 20 лет, а затем был перевезен царем Давидом (родился в 1035 году до н. э.) в Иерусалим. Но ученые уже заявляют, что на самом деле все обстояло иначе.

- Скорее всего, Ковчег переехал в Иерусалим гораздо позже, спустя примерно 300 лет после предполагаемой эпохи царя Давида (по поводу его историчности у ученых нет единого мнения. - Авт.), - утверждает один из руководителей раскопок в Кириаф-Иариме профессор Томас Ремер из исследовательского центра Коллеж де Франс. - Сегодня мы знаем, что разные тексты Библии в разное время писались разными людьми. Зачастую поздние вставки делались исходя из политических соображений. Мы предполагаем, что на самом деле Ковчег перевез в Иерусалим Иосия - шестнадцатый царь Иудеи (родился в 648 году до н. э.). Он был сторонником сосредоточения политической власти и культурной жизни в одном центре. 

Для популяризации своих идей он воспользовался авторитетом царя Давида. И его писцы приписали Давиду затею с перевозом главной святыни в Иерусалим, чтобы Иосия выглядел "славным продолжателем дела своего знаменитого предшественника".

Косвенно эту теорию подтверждают и археологические находки. Ученые раскопали остатки внушительной подпорной стены: ее ширина достигает трех, а высота, несмотря на разрушения, - двух метров. Судя по глиняным черепкам, сооружение строилось в VII - VIII веке до нашей эры. Эта стена поддерживает искусственную террасу, ведущую на вершину холма. Там, судя по всему, располагался храм, где хранился Ковчег. Ученые считают: наличие постройки таких масштабов подтверждает теорию, что в этом городе сотни лет находился культовый центр, который если не превосходил храм в Иерусалиме, то соперничал с ним. Ведь если главная святыня была не здесь, то зачем затевать грандиозное строительство? 

Как он выглядел?

Ковчег был сделан из дерева пустынной акации. Ширина составляла примерно 70 см, длина - 115 - 120 см, высота около 70 см. Изнутри и снаружи обшит золотыми пластинами. Сверху Ковчег закрывала массивная крышка из чистого золота толщиной в 4 пальца. Поверх крышки были установлены золотые херувимы с распростертыми крыльями, стоящие друг к другу лицом. По краям крепились четыре золотых кольца, куда вставлялись шесты, украшенные тем же драгоценным металлом. 

Гипотеза

В нем носили Идолище Поганое?

По преданию, Ковчег создавали для того, чтобы в нем хранились Скрижали Завета. Однако Томас Ремер считает, что дело не ограничивалось только этим драгоценным грузом.

- У народов, населявших этот регион, существует бродячий сюжет о драгоценном сундуке, где хранятся два священных камня или статуи двух богов, - говорит профессор. - Это было общим местом и для доисламских арабов и бедуинов. Израильтяне тоже не всегда были монотеистами. Раньше они поклонялись ханаанским богам, таким как Баал и Астарта. Возможно, изначально в Ковчеге переносили их изваяния?

Баал - это бог-гро­мо­вер­жец, покровитель войны и плодородия. Ремер замечает, что неслучайно в Библии у города Кириаф-Иарим есть и второе название - Кириаф-Баал. А сам Ковчег во время войны выносили на поле боя в качестве тайного оружия. Астарта - богиня любви и власти. И характерно, что в Библии женщины, почитающие Ковчег, излечивались от бесплодия, а не проявляющие должного почтения - наказывались бесплодием. По мнению историков, в Библии нашли отражение отголоски многих древних культов. Часть загадок будет разгадана, если Ковчег удастся найти.