Буквально за две недели сжиженный автогаз подорожал в полтора раза – с 11 до 16,5 грн за литр. Многие автовладельцы с установленным газобалонным оборудованием с ужасом смотрят на новые цены и снова переходят на бензин. На некоторых заправках газ просто пропал. Политики уже начали собирать "Газовый Майдан", обвиняя во всем СБУ, а эксперты говорят, что на рынке сошлись сразу несколько факторов, которые привели к дефициту топлива и росту цен.
Что происходит с ценами
Эксперты, которые отслеживают цены на газ говорят, что сейчас стоимость топлива в одних сетях растет, а в других корректируется вниз. Как говорят в "Консалтинговой группе А-95" на прошлой неделе цена автогаза в крупных сетях в Киеве выросла в среднем еще на 50 коп./л до 16,5 грн/л.
В частности WOG, SOCAR и OKKO за выходные повысили цены на 50-54 коп./л до 16,49 грн/л. AMIC поднял цену на 1,1 грн/л до 16,39 грн/л. В Киеве газ в сети "Авантаж" подорожал на 60 коп./л до 14,95 грн/л, на "БРСМ-Нафта" - на 60 коп./л до 16,29 грн/л. Столичная сеть KLO снизила цены на 25 коп./л и предлагает газ по 16,24 грн/л. За выходные цена газа снизилась на 40 коп./л и в сети "Восток", на 28 августа составляет 14,95 грн/л.
"Авиас" и "Укрнафта" за выходные повысили цены на 83-85 коп./л до 15,17-15,16 грн/л соответственно. Стоимость газа на Sun Oil, "Маркет" и "Барс 2000" не поменялась.
Объясняют это тем, что дорожают оптовые поставки топлива, а заправки только корректируют ценники. Автомобильные партии сжиженного газа на прошлой неделе подорожали еще на 3 320 грн/т, до 28 510 грн/т.
Причины и прогнозы
Политики решили использовать сложившуюся ситуацию с пользой для себя. Одни обвиняют СБУ, которая якобы начала контролировать рынок поставок сжиженного газа в Украину, другие говорят, что виноват во всем картельный сговор и поставщики синхронно повышают цены.
Заместитель министра экономического развития Украины Максим Нефедов заявил, что санкции на внешнеэкономическую деятельность, которые его ведомство администрирует по представлению СБУ, на сегодняшний день не остановили еще деятельность ни одного игрока на рынке.
- Когда выходит приказ о санкциях, он вступает в силу через 40 дней - собственно, чтобы можно было подать апелляцию, - пояснил чиновник. – В данном случае так и произошло, СБУ изменило представление - и мы отменили приказ еще до его вступления в силу.
Эксперты говорят, что есть и объективные причины для роста цен. По словам аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, дешевизна этого вида топлива привела к тому, что все больше водителей ставят газобалонное оборудование на свои машины. С каждым годом объемы потребления газа растут, а пик сезонного потребления, который приходится на август-сентябрь, привели к резкому росту спроса на этот продукт.
Виноваты оказались и трейдеры, которые практически не закачивали газ в хранилища. Аналитик "А-95" Артем Куюн говорит, что с начала апреля до конца июня цены на газ постоянно падали, по этой причине трейдеры не делали запасы, чтобы не работать себе в убыток.
- В апреле-мае хранилища были забиты под завязку, этот буфер мы "кушали" три месяца, говорит эксперт. - Когда ближе к июлю в резервуарах показалось дно, все бросились восполнять запасы из Беларуси и России, в наших традиционных источниках. Но оказалось, что сразу несколько производств стали на плановые ремонты или готовятся к этому.
По его словам, причина успеха российского газа в Украине даже не смотря на нынешние взаимоотношения двух стран заключается в том, что из-за близости производств он дешевле, чем конкурентов.
Еще одним фактором снижения объемов поставки стал дефицит вагонов от "Укрзализныци". В связи с этим сроки доставки топлива увеличились с 3 до 10 дней.
- Немного стравить давление могли бы автомобильный импорт газа из западных стран (Польша, Венгрия, Словакия), но нюансы не позволяют реализовать их в полном объеме, - говорит эксперт. - Ни поляки, ни белорусы везти сюда газ в своих машинах не хотят – все при делах. А нашим водителям для таких маршрутов работы нужно разрешение на работу, которое оперативно никто не оформит. Да и транспорта снова-таки, для крупных поставок вряд ли хватит.
Нормализацию цен эксперты ожидают не раньше середины сентября. Тогда стоимость газа пойдет вниз и в течение нескольких недель должна снизиться до уровня 11-12 грн за литр.
СЧИТАЛКА КП
Стоит ли переходить на бензин?
Одним из факторов скорейшего падения цен на газ эксперты называют снижение спроса. С одной стороны, люди вернутся из отпусков, которые часто проводят на собственных авто и перейдут в обычный режим езды дом-работа-дом. С другой стороны, переход части водителей с газа на бензин так же может снизить спрос.
Давайте посчитаем, до какой цены голубого топлива, выгодней ездить на газу. Большинство машин, которые оборудованы ГБО имеют приблизительно одинаковое соотношение расхода топлива – бензина и газа. Для наиболее популярных автомобилей он составляет 8 л на 100 км для бензина и 10 л на 100 км на газу. Правда, для прогревов двигателя вначале приходится использовать бензин, поэтому обычно считают, что на 100 км пробега на газу уходит один литр бензина.
Теперь о ценах. Газ на сегодня стоит около 16 грн за литр. Бензин же продают по 24-25 грн за литр, но большинство сетей готовы предоставить скидку минимум в 2 гривны на литре, а некоторые предлагают около 3 гривен. Вот и получается, что реальная цена бензина – около 22 грн за литр.
Теперь давайте посчитаем расходы автомобиля на газу и на бензине. Газированное авто на 100 км пробега потратит16грн*10л=160 грн только на газ и около 22 грн на бензин. Итого, такая машина проедет 100 км за 182 грн. Для бензинового авто затраты составят: 22*8=176 грн.
Естественно, у каждой машины свой расход бензина и газа, но в целом расчеты показывают, что при нынешних ценах стоимость проезда на газу и на бензине уже сравнялись. А если учесть еще расходы на газовую установку, которой нужно каждые 10 тысяч проводить дополнительное ТО, то ездить на газу при нынешних ценах уже дороже, чем на бензине.