В Кривом Роге люди стали заложниками карьеров

Более тысячи человек живут на улицах, которых уже нет на карте города. Найти в Кривом Роге улицы Героев Брес­та и Цандера - занятие не из легких. Расположенные на окраине города, в районе одного из первых мест промышленной добычи железной руды, они к началу ХХI века оказались с двух сторон зажатыми бортами карьеров. С третьей - к ним вплотную подступают пустоты шахты.

Такую картину в Кривом Роге наблюдают почти каждый день

Более тысячи человек живут на улицах, которых уже нет на карте города. Найти в Кривом Роге улицы Героев Брес­та и Цандера - занятие не из легких. Расположенные на окраине города, в районе одного из первых мест промышленной добычи железной руды, они к началу ХХI века оказались с двух сторон зажатыми бортами карьеров. С третьей - к ним вплотную подступают пустоты шахты. 

По расписанию взрывов

Жизнь здесь давно строится по расписанию плановых взрывов. По четвергам, ровно в 13 часов, «пылевым грибом», хорошо знакомым из учебников по гражданской обороне, «радует» Анновский рудник. По пятницам, в это же время, улицы трясет рудник «Первомайский». А в 7 утра по субботам мирный сон выходного дня прерывает взрыв в шахте имени Орджоникидзе.

Сказать, что от такой бесконечной «сейсмоактивности» рушатся старые трех­этажки, - значит не сказать ничего. Если бы их возводили современные строители, то дома давно бы рассыпались по кирпичам, похоронив под собой  своих обитателей. Но строили их, по словам старожилов, после войны пленные немцы. А те халтурить не умели даже для врагов. Поэтому дрожат дома, трескаются, но пока держатся.

Одинокий дом № 33

Первый раз об отселении жителей этих улиц заговорили в шестидесятые годы прошлого века. Тогда горнодобывающая промышленность Кривбасса наращивала мощь, а жилищное строительство набирало обороты.

Но время шло. Карьеры росли вглубь и вширь. Выросли и сами стали родителями дети тех, кто когда-то получил на улице Цандера квартиры. Об отселении замолчали.  Впрочем, слухи о нем возникали потом не раз. В начале нынешнего века все дома с улицы Героев Бреста попали в зону обрушения карьера. Их жителям предоставили новое жилье. Всем, кроме одного дома. Трудно понять логику проектировщиков, решивших, что из более чем полусотни частных домов, стоящих рядом, на одной улице, только № 33 имеет право на дальнейшее существование.

Так и живут в нем люди, не имея возможности даже позвать на помощь соседей в трудную минуту. Не услышат они криков о помощи, потому как в радиусе 70 метров давно никого нет. Только растет выше человеческого роста конопля…

Надеются только на Бога

Что же до шестнадцати трехэтажек с улицы Цандера, то в них все остается по-прежнему. Те, кто имел хоть малейшую возможность, давно переехали. Остались те, кому ехать некуда. Полагаясь только на Божью помощь, решают обычные житейские проблемы.

Зимой, чтобы не тек потолок, сбрасывают снег с чердака. На крышу надежды мало. Летит с нее кровля при каждом взрыве, сколько ни перекрывай.

Летом мучаются без воды. Заливают строительной пеной и замазывают бетоном то и дело появляющиеся сквозные щели домов. Делают ремонты в квартирах, предпочитая штукатурке обои, чтобы не видеть появляющихся трещин. О том, что при очередном взрыве ветхие строения могут не выдержать и рухнуть, стараются не думать. Очередное отселение из этих домов планировалось провес­ти в 2005 году, тогда опять ходили представители ЖЭКа, переписывали жителей и обещали скорое новоселье.

КСТАТИ

Куда проводят газ?

Трудно поверить, что с тех пор шахты и карьеры уменьшились в размерах, удалившись на без­опасное расстояние от злополучных улиц. И хотя взрывы звучат там все громче, а стены лопаются все чаще, по непонятным обывателю причинам через несуществующую улицу в сторону домов, расположенных не более чем в семистах метрах от  карье­ра, даже начали вести газ.


P.S. Мы попытались выяснить, по каким параметрам определяется зона обрушения горнодобывающих предприятий,  в «Кривбасс­проекте». Увы, четкого ответа  ни­кто так  и не дал, пояснив, что вопрос этот  сугубо индивидуальный. В некоторых случаях отселение жителей не производится, даже если до борта карьера остается  всего полкилометра.