Миниатюрная блондинка
Глаголева выглядела младше своих лет. "Женщина без возраста", - говорили про нее поклонники. "Вера была малоежкой, могла говорить, как она любит блины, за вечер съесть полблина и сказать, ах, как объелась! Я завидовала ее фигуре", - вспоминала про нее подруга Лариса Гузеева. По ее рассказам, Глаголева всегда была очень энергична: в руках сразу два телефона, при этом она успевала раздавать указания, могла делать несколько дел одновременно. Была прекрасной актрисой и попутно освоила режиссуру. Да еще и стала мастером по стрельбе из лука.
У Глаголевой выросли три красавицы дочки, младшая из которых, Анастасия Шубская, вышла замуж за хоккеиста Александра Овечкина. Актриса признавалась, что души не чает в спортивном зяте, не пропускает его матчи и следит, сколько он забил шайб. Уже зная о своем смертельном недуге, она устроила дочери роскошную свадьбу и со спокойным сердцем перепоручила Настю Овечкину.
Вера Витальевна скрывала свою болезнь - рак, о ней знали лишь самые близкие. Поэтому для всех остальных ее уход из жизни стал неожиданным.
- С Верой Глаголевой я виделась в конце июля на одной из вечеринок Московского кинофестиваля, - рассказала "КП" актриса Вера Сотникова. - Вера улыбалась, была в хорошем настроении. Говорила, что чувствует себя прекрасно. Когда человек сильно болен, когда ему плохо, он на вечеринки не ходит, не надевает белое платье. А она была вся такая светлая и выглядела абсолютно здоровой. Что там могло случиться в этой клинике Баден-Бадена? Ошибка врачей или лекарство не подошло?
"В театре тебя сожрут"
- Единственное, о чем Глаголева жалела всю жизнь, - что отказалась от предложения режиссера Анатолия Эфроса (у него она снималась в фильме "В четверг и больше никогда") играть в его театральных спектаклях, - рассказывает писатель Федор Раззаков. - Спустя годы она говорила: "Я поступила как полная идиотка: лучший театральный режиссер Москвы просит все-таки подумать над его предложением, а я мямлю, что у меня ничего не получится".
В картине "В четверг и больше никогда" ее партнерами были Смоктуновский и Даль. Сразу после съемок фильма Эфрос пригласил Веру на главную роль в спектакль "Месяц в деревне", который шел в Театре на Малой Бронной. Глаголева была готова принять это предложение, но вмешался муж Родион Нахапетов. Он запретил жене даже думать о театральной карьере, мотивируя это тем, что театральный коллектив - это ужасные нравы, интриги, зависть. "Тебя там просто сожрут!" - говорил он жене.
- Вполне вероятно, что поводом к запрету стала ревность Нахапетова - он просто испугался, что Эфрос может стать его соперником в отношениях с любимой женщиной, - уверен Раззаков.
По жизни Глаголевой везло на мужчин. Первый муж и первая любовь - известный режиссер Родион Нахапетов, который сделал юную Веру актрисой и первым снял ее, 18-летнюю неопытную девочку, в своем фильме "На край света". Глаголева признавалась, что любила своего "Пигмалиона" до беспамятства. Однако он же и нанес актрисе душевную рану, влюбившись в Америке в другую женщину, компаньона по кинобизнесу Наталью Шляпникову.
Пережить тяжелый развод актрисе помогли дочки Анна и Мария и работа. А в начале 90-х на кинофестивале в Одессе она познакомилась со вторым мужем - бизнесменом-миллионером Кириллом Шубским. Причем при знакомстве попросила его помочь с финансированием фильма ее бывшего мужа Нахапетова, с которым сохранила дружеские отношения. Фильм так и не состоялся, а Глаголева и Шубский через год поженились, у них родилась дочь Настя. Глаголева рожала в Швейцарии, в Женеве, где они всей семьей жили в течение года.
"Не хочу быть артисткой"
- История о том, как Вера Глаголева впервые попала на съемочную площадку, похожа на сотни таких же историй из жизни многих российских киноактеров, - продолжает Федор Раззаков.
Глаголева вспоминала:
"Нахапетову я понравилась чисто внешне. У меня были модные штаны-трубы, расклешенные от бедра, и необычная по тем временам стрижка. Челка, как у Мирей Матье. Стриг мой брат Борис. Я как раз ездила со школой в Польшу, вернулась и сказала: "Там все ходят на платформах и во-от в таких клешах!" Брат сшил мне брюки и комбинезончик - не супер-экстравагантно, но мало у кого были такие вещи".
|
А вот как вспоминает об этом же Нахапетов:
"Я никак не мог найти главную героиню для фильма "На край света". Ассистенты мне говорили:
- Вы скажите, какая девушка вам нужна: высокая или маленькая, полная или худая, блондинка или брюнетка, - и мы вам такую найдем.
- Это трудно объяснить... - пожимал я плечами.
Но однажды сказал:
- Ну вот, к примеру, эта девушка в зеленом комбинезоне. Что-то французское было в ее прическе.
Ассистенты бросились вслед за девушкой.
- Хотите сниматься? - остановили они ее.
- Нет, - равнодушно ответила девушка.
- А что вы тогда на "Мосфильме" делаете?
- Подруга пригласила. На просмотр. А что?
- Вы что, с луны свалились? Хотите быть актрисой?
- Нет, - уверенно повторила девушка. - Я не хочу быть актрисой. Я мастер спорта по стрельбе из лука.
Мосфильмовские ассистенты - народ настойчивый: им удалось-таки уговорить юную спортсменку прийти на фотопробы. Однако на фотографиях девушка выглядела иначе, чем в жизни.
- Нет, не то, - сказал я и забросил неудачные снимки в дальний ящик стола.
Тем временем шли кинопробы. И вдруг накануне кинопроб партнерша главного героя заболела. Так Вера Глаголева впервые появилась перед камерой. Не задумываясь, я поставил ее спиной к объективу, вручил листочек с текстом и сказал:
- Просто читай вслух. Ты не в кадре.
Пока я занимался главным героем, Вера выучила свой текст и стала "подбрасывать" его с такой естественностью и легкостью, как будто он сию минуту рождался в ее голове. Раскованность Веры объяснялась тем, что она мечтала о спортивной карьере, а не о кинематографической. Ей было наплевать.
- Неплохо. А что, если я тебе дам сейчас самую трудную сцену?
- Давайте.
Я рассмеялся. Мне нравилась ее уверенность, но уверенность еще не талант. Сцена была и в самом деле очень трудная. Но как только отняли хлопушку от лица актрисы, я понял, что сцена получится. На глазах у Веры были слезы. Что было удивительно, так это то, что, плача, Вера старалась улыбаться. Странный и трогательный эффект.
- У меня тоже так бывает, - говорила она. - Становится грустно-грустно. И кажется, никто тебе не нужен...
Когда она произнесла это "грустно-грустно", я вдруг почувствовал, что сердце мое сжалось и затрепетало".
К моменту завершения работы над этим фильмом Нахапетов и Глаголева стали жить вместе. Разница в 12 лет их не испугала. 14 октября 1978 года у них с Нахапетовым родилась дочь Анна. А 28 июня 1980 года - еще одна дочь, Маша.
ЛУЧШИЕ РОЛИ
- "На край света…" (1975) - Сима
- "В четверг и больше никогда" (1977) - Варя, подруга главного героя, ждущая от него ребенка
- "Не стреляйте в белых лебедей" (1980) - учительница Нонна Юрьевна
- "Воскресный папа" (1985) - Лена
- "Выйти замуж за капитана" (1985) - фотокорреспондент Елена Павловна Журавлева
- "Зал ожидания" (1998) - кинорежиссер Мария Сергеевна Семенова
- "Женщин обижать не рекомендуется" (1999) - Вера Ивановна Кириллова
|
|
В ТЕМУ
Глаголевой купили гроб за 300 тысяч рублей
19 августа в Москве в Центральном доме кино простились с актрисой Верой Глаголевой. А затем ее похоронили на Троекуровском кладбище. Там же покоятся Наталья Гундарева, Любовь Полищук, Валентина Толкунова с мужем, Анна Политковская, Влад Галкин, Андрей Панин, Виталий Вульф.