После того, как состоявшийся в Питере рэп-баттл между двумя супер-рэперами Oxxxymiron и Слава КПСС (Гнойный) заставил говорить о себе миллионы людей, у "КП в Украине" возник вопрос: а как с этим делом у нас? Немного поюзав Фейсбук мы нашли RapSoxBattle, которую можно назвать баттл-рэп площадкой №1 нашей страны. Ее основатель Евгений Васили согласился прояснить для нас многие вопросы из этого мало изученного жанра так любимого современной молодежью.
"Когда-то этот формат служил для выяснения отношений"
- Евгений, мне не дает покой вопрос: есть ли у рэп-баттлов культурная составляющая?
|
- Есть, однозначно. Этот формат пришел к нам из Британии и Америки, где произрастал в андеграундной среде. Когда-то он служил для выяснения отношений в публичной плоскости между хип-хоп исполнителями, но давно перерос всю грязь и все, что происходило на улицах. С того момента, когда баттл-рэп зашел с улиц в помещения, в этом и появилась культурная составляющая. И я считаю, что люди, которые участвуют в баттлах, - поэты, но вернее будут назвать их уличными поэтами. И многих людей это интересует как культурное явление.
Заметьте, мы сейчас с вами разговариваем о баттл-рэпе, а это о чем говорит? О том, что хайп (популярность, шумиха) после баттла Оксимирона и Гнойного очень большой, с учетом того, что Окси не употребил во время него нецензурную лексику в принципе. Об этом баттле написали все новостные издания. А многих людей, которые вообще никакого отношения к рэп-баттлам в жизни не имели, это зацепило, заставило вынести этот информационный повод наружу.
- О чем это говорит?
- О том, что этот жанр становится мейнстримом.
"Это можно сравнить с чемпионатом мира по футболу"
- Почему именно на этом баттле случилось такое эмоциональное цунами, которое заставляет людей в разных странах говорить о нем уже несколько дней?
- Это на самом деле и не лучший баттл, который случался на постсоветском пространстве. Были баттлы посодержательней и ярче. Почему сегодня именно на баттле Окимирона и Гнойного концентрируется внимание? Потому что между его участниками имел место конфликт, который родился больше года назад. Когда-то Гнойный упомянул и задел словом Оксимирона в баттле с другим человеком, и тот вынужден был реагировать. В связи с тем, что у Мирона очень плотный концертный график, он четко обозначился: "Откатаю концерт - и выйдем на баттл, чтобы выяснить отношения". И долгое время вся эта история подогревалась.
Мирон в этой тусовке является баттл-рэп-иконой, и его слово – это нечто из ряда вон, все воспринимали его как истину. Вот история зрела, зрела - и они встретились. И если заявлять субъективно, это был баттл между двумя самыми сильными МС на постсоветском пространстве. Это можно сравнить с чемпионатом мира по футболу, который ждут четыре года - и вот он, наконец, состоялся и все об этом говорят.
- Результат баттла - 5:0 (в пользу Гнойного) - не означает, что это крест на карьере проигравшего?
- Я вам скажу, что этот сухой результат не дает цельной картины - если бы у каждого из судей была возможность распределить между участниками по три балла, а не по одному, то какое-то количество баллов несомненно досталось бы Оксимирону. Просто судьи были поставлены перед выбором – либо тот, либо тот. Ну и каждый выбрал.
На Оксимироне этот проигрыш вряд ли серьезно отразится, потому что у него уже есть сложившаяся аудитория, которая за ним и в огонь, и в воду. Ситуацию можно объяснить еще и тем, что он редко "баттлит" (если не ошибаюсь, он за свою историю провел всего-то восемь баттлов и до этого он ни разу не проигрывал), а у Гнойного баттлы – каждый месяц. Практика!
А как у нас?
- Расскажите, а есть ли у Украины своя история рэп-баттлов?
- Я могу говорить только о нашей площадке RapSoxBattle. Мы абсолютно недавно решили, что этого жанра у нас в Украине не хватает - и создали площадку для баттлов. Подошли к этому конструктивно, долго обсуждали, и вот в январе случились первые баттлы в Киеве, мы открыли собственный канал на YouTube - и началаи формировать аудиторию. До этого ее практически не было, а все люди, которые увлекаются этой историей, смотрели российские баттлы. Мы же первые, кто начал ее усердно формировать.
На протяжении пяти месяцев мы провели чуть больше двадцати баттлов (их видео есть на нашем канале). Каждый месяц мы проводили так называемый ивент, на котором отснимали по четыре баттла и потом каждую пятницу в 19.00 один из баттлов выдавали в онлайн. Последний ивент был очень насыщенным и рекордным по посещаемости. И если помещение, где мы все проводили, было условно рассчитано на 150 человек, то заявок пришло раза в три больше, из-за чего нам пришлось остановить продажу билетов за несколько дней до события.
- По сути вы начали потихоньку раскачивать этот жанр в Украине?
- Да. Не думаю, что в ближайшем будущем появится много подобных площадок, потому что дело это непростое, это игра вдолгую, чего у нас люди очень не любят, желая получить быстрый результат.
Кроме того, у нас в стране нет хип-хоп индустрии как таковой. У нас есть люди, которые пишут треки, есть МС, которые эти треки выкладывают исключительно в соцсетях и имеют там аудиторию в 100-200 человек. А мы берем этих МС и пытаемся их популяризировать. Мы даем им площадку с достаточно широкой аудиторией. У нас уже есть баттлы под миллион просмотров. Есть 30 тысяч подписчиков на канале.
Игнорировать ситуацию бессмысленно. Мы видим, какой резонанс вызывают баттлы на российских площадках, понимаем, что в этом году жанры хип-хоп и рэп вышли на первое место в рейтинге самых кассовых, опередив поп и рок. Рэп – сегодня самый кассовый по продажам и игнорировать это нельзя. О баттл-рэпе уже снимают в Голливуде фильмы! (В этом году выходит в прокат полнометражный фильм, спродюсированный Эминемом). Это тенденция, которую не проигнорируешь, и она нас вдохновляет и говорит, что мы на правильном пути.
- То, что вы делаете, можно назвать бизнес-проектом?
- Вряд ли мы когда-нибудь на этом заработаем миллионы. Наша цель - популяризация жанров в принципе и популяризация достойных МС, которые не могут этого делать самостоятельно.
- Ваша история мне объясняет, почему кроме Ярмака я до сих пор ни одного украинского рэпера назвать не могла. Их просто не было, потому что не было платформы, на которой они могли бы появляться.
- Ярмак – это у нас единственный коммерческий проект, созданный продюсерами искусственно. Он не родился, как МС на улице, и не собирал свою аудиторию там же по крохам. Аудитория набиралась правильными продюсерскими ходами.
- А Артем Лоик, имя которого звучала в том самом баттле?
- У Лоика не было за спиной бэкграунда вообще. Свой бэкграунд он создавал самостоятельно. Тут чуть другая история. Лоик вовремя зашел в талант-шоу и заставил себя увидеть - и тогда у него началась продюсерская история (сотрудничество с Лепсом, которое уже прекратилось. - Ред.).
- На вашей площадке Лоик баттлился с Гигой, тоже неплохой МС.
- Гига – выходец из лейбла "Стольный град". Когда появился Ярмак, вокруг него начали строить лейбл и пригласили туда нескольких хип-хоп артистов, ну чтобы Ярмак там был не один. И вот Назар Гига какое-то время в этой истории участвовал, записывал альбомы. Ну и в этом году этот лейбл распался.
- То есть, как не крути, сегодня у нас хороших рэперов можно по пальцам пересчитать?
- Ну, тех, что на виду, да. Но, я вам скажу, что на RapSoxBattle нам присылают много заявок на участие - несколькоминутные записи, в которых МС показывают, что они могут. Мы выбираем из них лучших - и их уже снимаем. У нас этих заявок сотни, среди которых есть очень сильные, они по уровню могут поспорить и с Лоиком, и с Ярмаком. А поскольку нет индустрии, этим ребятам некуда податься.
Вот с октября у нас на площадке RapSoxBattle стартует новый сезон и в нем появятся МС, которых никто не знает, но очень скоро узнают, потому что они достаточно сильны. А после прошлого сезона у нас есть 4-5 имен, которые были no name, а сейчас у них уже большая аудитория, их приглашают на ТВ, к ним начинают прислушиваться. И в этом большой плюс нашей площадки, и мы этим гордимся.