Генеральный конструктор КБ "Южное": "Даже имея всю документацию, в короткий срок ракету не создать"

Александр Дегтярев рассказал "КП" в Украине", в чем допустил неточности американский эксперт Майкл Эллеман.

Александр Дегтярев

Статья, опубликованная в газете New York Times о якобы причастности Украины к производству баллистических ракет в Северной Кореи, стала самым обсуждаемым событием этой недели. Американские журналисты сделали весьма громкое заявление на основе мнения эксперта Майкла Эллемана, который предположил, что конструкторское бюро "Южное" в Днепре может быть одним из возможных поставщиков. Позднее и сам Эллеман отказался от своих слов.

На материал отреагировало конструкторское бюро "Южное", упомянутое в статье. В опровержении, которое бюро опубликовало на своем сайте, по пунктам разобрали публикацию, приведенные в ней высказывания американского эксперта Майкла Эллемана и указали на массу неточностей и ошибочных суждений. Однако и после этого все равно остались некоторые вопросы. За разъяснениями "КП" в Украине" обратилась в КБ "Южное" к генеральному конструктору Александру Дегтяреву.

Американский эксперт заблуждается

- Майкл Эллеман утверждал, что 10 лет назад он посещал "Южмаш" и "Южное". Известно ли вам, в качестве кого он приезжал и какова была цель его визита?

- Утверждение о том, что господин Эллеман десять лет назад неоднократно посещал "Южмаш" и "Южное", принадлежит либо самому Эллеману, либо является версией, озвученной СМИ. Мы можем официально заявить, что Майкл Эллеман никогда не посещал "Южное". 

Кроме того, как ясно после изучения статьи Эллемана The secret to North Korea’s ICBM success, он, очевидно, считает "Южное" и "Южмаш" единой структурой, что является характерной ошибкой для иностранных специалистов, имеющих лишь поверхностное представление о структуре ракетно-космической отрасли Украины и бывшего Советского Союза. Если бы Эллеман действительно был хорошо информированным экспертом, неоднократно посещавшим "Южмаш" и "Южное", он должен был бы знать, что "Южное" являлось и является проектной организацией, которая не занимается изготовлением и поставками ракетной техники. 

- Как вы считаете, почему Эллеман делает вывод, что трансфер технологий произошел в течение именно последних двух лет?

- Поскольку господин Эллеман, видимо, уже около десяти лет не был в Украине, можем только предположить, что такое его допущение основано на сопоставлении обрывочной и не всегда корректной информации западных СМИ о положении дел в нашей стране и ракетно-космической отрасли и очевидных успехах КНДР в разработке и создании образцов ракетного вооружения в тот же период. 

В любом случае Эллеман не делал твердых заключений, а лишь указал на ряд теоретически возможных, по его мнению, и в пределах его компетенции источников получения доступа КНДР к ракетным технологиям. Считаем, что в данном случае мы столкнулись с добросовестным заблуждением западного эксперта в отношении украинских предприятий, что можно объяснить недостатком у него объективной и актуальной информации.

Двигатель так просто не соберешь

- В опровержении говорится: "Во время серийного производства двигателя РД-250 любое отклонение от конструкторской документации не могло происходить без согласования с его разработчиком - НПО "Энергомаш". А могла ли быть (хотя бы в теории) утечка информации по самой конструкторской документации?

- И "Южмаш", и "Южное" являются режимными предприятиями, где постоянно реализуются мероприятия по недопущению несанкционированного доступа и утечек информации. 

Кроме того, жидкостные ракетные двигатели являются настолько сложными изделиями, что даже получение полного и неограниченного доступа ко всей документации (не только конструкторской, но и технологической) не может гарантировать освоение изготовления такой продукции, особенно в короткие сроки. 

Как пример можно привести ситуацию с российским двигателем РД-180, разработанным и поставляемым предприятиями РФ в США для комплектации ракеты-носителя "Атлас V". По требованию заказчика российская сторона передала всю документацию на двигатель для его изготовления на территории США, однако и сейчас, спустя более десятилетия, производство двигателя ведется в РФ и на американских заводах освоено не было.

- Как вы думаете, откуда на самом деле в Северной Корее могли появиться двигатели для ракет?

- Разработка жидкостных ракетных двигателей сложный, долгий и затратный процесс. "Южное" не является экспертом в вопросе уровня развития ракетных программ КНДР. Поэтому никакого твердого мнения по вопросу об источниках получения КНДР ракетных технологий "Южное" сформулировать не может. 

Тем не менее, основываясь на информации из открытых источников, очевиден прогресс стран ближневосточного и азиатского регионов, таких как Индия, Китай, Иран, Пакистан, в освоении ракетных технологий. С учетом этой тенденции и зная, в первую очередь из средств массовой информации, о постоянном стремлении КНДР к созданию и совершенствованию ракетной техники, нельзя исключать эволюционный путь совершенствования ракетных технологий КНДР. 

- Откуда поступили компоненты топлива для эксплуатации двигателя?

- "Южное" такой информацией не располагает.

Контрабанда нам не интересна

- Были ли случаи, когда реальные шпионы пытались проникнуть на завод? 

- Во времена, когда наши предприятия были интегрированы в оборонно-промышленный комплекс Советского Союза и шла постоянная гонка со странами западного мира, как в мирном космосе, так и в области вооружений, интерес иностранных спецслужб к разработкам наших предприятий был логичен и неизбежен.

После обретения Украиной независимости наши предприятия прекратили участие в разработке образцов стратегического вооружения, что, по нашему мнению, должно было значительно снизить интерес иностранных специальных служб к нашим разработкам. 

Тем не менее и "Южмаш", и "Южное" являются режимными предприятиями, где реализуются мероприятия по недопущению несанкционированного доступа и утечек информации. Подтверждение этому - факт задержания при попытке получения сведений, составляющих государственную тайну, и последующего осуждения за шпионаж двух граждан КНДР в 2012 году.

- Действительно ли наши разработки так уникальны, что их готовы похищать?

- Разработки наших предприятий достаточно уникальны и соответствуют мировому уровню, что позволяет нам успешно участвовать во многих международных коммерческих проектах при строгом соблюдении международного режима контроля ракетных технологий. Такой режим вводит ряд ограничений на передачу технологий третьим странам и определяет процедуры контроля за выполнением этих требований, в которых участвуют как соответствующие государственные органы Украины, так и международные структуры. Нарушение требований режима чревато ограничением доступа на наиболее перспективные рынки и введением соответствующих санкций против нарушителя. 

Очевидно, что все стороны - участники режима контроля ракетных технологий заинтересованы в строгом их соблюдении, что обеспечивает добросовестным разработчикам доступ на все перспективные рынки.

- Кого вы считаете главными конкурентами, кто может делать что-то подобное?

- С полной уверенностью можно сказать лишь то, что ни одно из украинских предприятий ракетно-космической отрасли не имеет возможностей и не заинтересовано в передаче каких-либо технологий в обход режима контроля ракетных технологий.

Разработки наших ракетчиков уникальны и соответствуют мировому уровню.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Южное" подробно объяснило, почему украинские двигатели не могли оказаться в Северной Корее

Конструкторское бюро "Южное" сделало официальное заявление после выхода статьи The New York Times и предположений, что украинские двигатели стоят на ракетахСеверной Кореи. На сайте бюро появилось подробное опровержение, состоящее из нескольких пунктов. "КП" в Украине" приводит их с небольшими сокращениями.