Статью в The New York Times о том, что в поставке двигателей для северокорейских межконтинентальных баллистических ракет может быть замешана Украина, обсуждают уже третий день. Приведенные выводы американского эксперта Майкла Эллмана о похожести двигателей в северокорейских ракетах на украинский РД-250 вызвали немалый ажиотаж в международном сообществе. Под ударом оказался гигант ракетно-космической отрасли Украины - завод "Южмаш". Якобы именно с него осуществлялась поставка ракетных двигателей.
А откуда тогда топливо?
Стоить отметить, упомянутый Эллеманом двигатель РД-250 на "Южмаше" действительно изготавливался, но еще в советские времена. После независимости (а это уже почти 26 лет) Украина не выпускала ни ракет, ни ракетных комплексов военного назначения.
Как заверили на предприятии, единственным серийным двигателем, который производился и поставлялся на экспорт, был РД-843 для ракеты-носителя "Вега". Однако он по своим техническим характеристикам не предназначен для использования в баллистических военных ракетах.
Но Эллман предполагает, что утечка технологии произошла именно в Украине. Ведь у нас двигатель выпускался серийно, а следовательно, местные "умы" могли его усовершенствовать и передать данные в Северную Корею. Причем произойти этот могло совсем недавно - в течение последних двух лет.
- Любой специалист по ракетным двигателям, имеющий опыт практической реализации проектов, подтвердит, что создание двигателя за два года без трансфера технологий невозможно, - говорят в конструкторском бюро "Южное". - Но при этом авторы вышеуказанных статей не задаются вопросом: откуда поступили компоненты топлива для отработки двигателя и эксплуатации? В Украине такие компоненты топлива не производились и не производятся.
Шпионы были
Иностранные шпионы, в том числе и из Северной Кореи, всегда проявляли интерес к разработкам КБ "Южное" и производству "Южмаша". Так, в 2008 году за шпионаж были задержаны северокорейские разведчики Рю Сонгчель и Ли Тхэкиль. Приехав поездом в тогда еще Днепропетровск, они развернули активную охоту за секретными документами по проектированию твердотопливных и жидкостных двигателей, системам поставки топлива, отделения ступеней ракет и другой специфической информацией, составляющей государственную тайну.
К моменту задержания шпионы успели сделать около 200 копий с диссертаций и научных работ с грифом "Секретно". Обоих приговорили к восьми годам лишения свободы. Сейчас они, как сообщил советник министра МВД Антон Геращенко, содержатся в Житомирской области и выйдут на свободу в следующем году по "закону Савченко".
А в 2011-м на "горячем" поймали двух чешских военных атташе, которые также занимались сбором секретных материалов, касающихся военных и космических разработок. Чехи получали документы относительно, программ по разработке самолетов Ан-70 и Ан-178, а по системе активной защиты летательных аппаратов "Адрос". Чехи были признаны персонами нон грата и высланы из Украины.
Прямая речь
"Позвольте мне объяснить по поводу источника двигателей для межконтинентальных баллистических ракет КНДР: "Южное" является одним из нескольких возможных источников поставок двигателей в КНДР, другие возможные источники находятся в России, - написал Майкл Эллман в своем Твиттере. - Даже если двигатели были бы получены из Украины, я не считаю, что украинское правительство об этом бы узнало".
Досье "КП"
Майкл Эллман - старший сотрудник по противоракетной обороне Международного института стратегических исследований. Основная сфера деятельности эксперта - исследования баллистических ракет Кореи и Ирана.
Ранее работал в американской консалтинговой компании Booz Allen Hamilton, где разрабатывал программу безопасности использования ядерного оружия.
Майкл Эллман входил в состав комиссии ООН по разработке ракет для Ирана.
И самое интересное: с 1995 по 2001 год возглавлял программу совместного снижения угрозы в России. Его деятельность была сосредоточена на демонтаже устаревших ракет дальнего радиуса действия.
Из страницы в Фейсбуке Майкла Эллмана мы узнали, что у него есть сын, которому около 10 лет. Есть также фото жены Татьяны в российской военной форме. Семья проживает в Вашингтоне.
В Фейсбуке Эллмана есть фото бутылки водки "Путинка". Это не бог весть какое обвинение, но факт остается фактом.
Есть мнение
Это "псевдозрада"
|
Сергей Рыбалка, глава Комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, член фракции Радикальной партии Олега Ляшко:
- С политической точки зрения очевидно, что информационный вброс относительно украинского "Южмаша" в американские СМИ был сделан российскими спецслужбами для создания очередного повода для дискредитации Украины. А также чтобы сорвать решение США о предоставлении Украине оборонительного оружия. Это подтверждается и тем, как рьяно бросились разгонять эту "псевдозраду" прокремлевские политики.
С точки зрения экономики эта история в очередной раз напоминает о существовании стратегических отраслей, в которых Украина когда-то была мировым лидером и может потерять этот статус без должного государственного внимания. "Южмаш" и подобные предприятия - это не только столпы оборонного экспорта, но и потенциальные точки роста для всей экономики, где могут быть сконцентрированы исследования для гражданского сектора, где вполне может быть разработан наш украинский Hyperloop. В антикризисном плане для экономики Украины, разработанном Радикальной партией, мы делаем ставку как раз на такие высокотехнологичные компании, которые превратят страну из сырьевого придатка в мирового лидера инноваций.
Вопрос ребром
Какие последствия повлечет "ракетный скандал"?
Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":
- Говорить о серьезных политических последствиях от "ракетного скандала" можно лишь тогда, когда на 100% подтвердится информация, изложенная в публикации авторитетного американского издания. Пока же мы имеем только предположения некоего эксперта, что КНДР могла использовать двигатели, которые разрабатывались и изготавливались в России, Украине. В то же время эксперт не уточняет, когда и каким образом эти двигатели поставлялись в КНДР. Во-первых, это могли быть двигатели времен СССР, ведь технологии изготовления ракетных двигателей мало изменились за 40 лет. Во-вторых, нужно четко установить, через кого и как они поступили в Пхеньян.
Чтобы снять все острые вопросы, нужно хорошенько посотрудничать украинским и американским спецслужбам.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
- Такого резонанса, как от "кольчужного скандала", этот "ракетный скандал" не будет иметь. Тогда звучало заявление официальной власти США - Госдепа. Сейчас же обсуждается исключительно предположения одного эксперта, который уже дал задний ход и сказал, что его слова неправильно трактовали.
Я бы назвал это "скандалом-однодневкой" без каких-либо серьезных вытекающих последствий, не более.
Константин Бондаренко, директор Института украинской политики:
- Эта тема имеет краткосрочный эффект и будет использоваться в противостоянии американских элит, до международных санкций дело не дойдет. Показания анонимных источников с более чем сомнительными обвинениями, да и ракетные двигатели, и сами ракеты, которые фигурируют в публикации NYT, являются скорее российского производства, нежели украинского.
Доказать, чьи использовались двигатели для баллистических ракет КНДР, на практике невозможно. Ведь для этого нужно создать специальную комиссию и отправить ее в Северную Корею. А Ким Чен Ын никогда на это не согласится.