В апреле 2016 года в кресло главы "Укразализныци" с пафосом и огромными надеждами усадили Войцеха Балчуна. Поляку "выписали" зарплату в более чем 400 тысяч гривен в месяц и начали ожидать реформ. Ждали, ждали…В августе 2017-го Балчун, сославшись на то, что заскучал без семьи, написал заявление об отставке, которую 9 августа без раздумий утвердило правительство. Очередная кадровая ставка власти не сыграла. Почему?
"КП в Украине" изучила, почему оказались провальными первые две кадровые тенденции власти и кого уже завтра пригласят на высокие государственные посты.
Тенденция №1
Во власть приглашали олигархов и толстосумов
Сразу после инаугурации президента Петра Порошенко многие ключевые посты в государстве начали занимать люди, преуспевшие в бизнесе и олигархи. Но все они недолго задержались во власти. Главой АП стал Борис Ложкин, который до этого руководил мощной медиа-империей. Спустя два года он уволился - захотел заниматься инвестициями.
Только полгода на Банковой продержался замглавы АП и друг Порошенко, бизнесмен Юрий Косюк. Вернулся в бизнес.
Недолго продержался в кресле главы Донецкой ОГА и бизнесмен Сергей Тарута.
Только год успел поработать главой Днепропетровской ОГА олигарх Игорь Коломойский. Поход во власть закончился чередой скандалов, и в итоге национализацией "Приватбанка".
Компетентно
Сергей Быков, политолог:
- В том, что бизнесмены не смогли (не захотели) долго задерживаться у властного руля, нет ничего удивительного. У этих людей бизнес-мышление: они думают, как приумножить свой капитал. Они привыкли действовать самостоятельно, не подчиняясь никому. А чтобы эффективно руководить государством, нужно иметь государственное мышление. К тому же, у бизнесменов и олигархов, которые в 2000-х активно выстраивали различные коррупционные схемы в стране, не поднялась бы рука их уничтожить.
Василий Мокан, политолог:
- Назначение олигархов на высокие посты было вынужденной мерой. В 2014-м, учитывая агрессию РФ, было крайне важно удержать от дрейфования в сторону соседней страны территории Донецкой и Днепропетровской областей. Поэтому и были назначены Тарута и Коломойский – люди, которые де-факто контролировали эти регионы, были современными украинскими феодалами. В АП приглашали бизнесменов, чтобы они помогли власти привлекать инвестиции в экономику.
Бизнесмены не задержались во власти, так как госдела мешали им вести и развивать бизнес. Они не были готовы к самопожертвованию ради государства.
Тенденция №2
Иностранцы лучше всех
В 2014-2015-м пошла тенденция - приглашать на ключевые посты в государстве иностранцев. Президент Порошенко раздавал украинские паспорта американцам, грузинам, прибалтам, полякам. Так, министром финансов стала Наталья Яресько, министром экономразвития - Айварас Абромавичус, Минздрав возглавил Александр Квиташвили, замгенпрокурора стал Давид Сакварелидзе, во главе Нацполиции поставили Хатию Деканоидзе, конкурс на директора "Укразализныци" выиграл Войцех Балчун, а главой Одесской ОГА назначили Михаила Саакашвили.
И все эти "варяги" покинули свои посты (некоторые и страну) под громкую критику и обвинения в провале вверенных им реформ.
Компетентно
Сергей Быков, политолог:
- Что касается иностранцев, то итоги данного кадрового эксперимента я бы рассматривал в двух плоскостях. Перед одними иностранцами вовсе не стояла задача реформировать Украину. Допустим, миссия той же Натальи Яресько была сделать "медвежью услугу" стране, договорившись об абсолютно не выгодных для Украины условиях кредитования с МВФ.
Иностранцам, которые выиграли конкурсы на высокие должности в Украине, просто не дали работать: против них был запущена волна черного пиара, ставились подножки, создавались искусственные бюрократические проблемы. Уверен, что тому же Балчуну удалось бы сделать намного больше, если бы "Укрзализныцю" напрямую переподчинили Кабмину, и ему не пришлось бы выяснять отношения с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном.
Василий Мокан, политолог:
- Когда приглашали иностранцев во власть, в информационное пространство запустились два мифа. Первый – что иностранцы будут лучше работать, так как они будут независимыми и равноудаленными от различных финансово-промышленных групп. Второй – если грузины и прибалты смогли провести реформы у себя в странах, то они смогут помощь и нам.
На деле же практически все реформаторские инициативы иностранцев разбивались о стену тотальной коррупции и отсутствие консенсуса у власти. Политические торги во властном треугольнике "Верховная Рада-правительство-президент" ставили на паузу (вообще убивали) здравые начинания "варягов".
Вопрос ребром
На кого обратят внимание в следующий раз?
Опрошенные "КП в Украине" эксперты склонны считать, что после отставки Балчуна кадровые эксперименты с привлечением иностранцев закончатся. Власть будет вынуждена обратить внимание на своих – украинцев.
В обозримом будущем на ключевых государственных постах может появиться много новичков. Политологи констатируют, что скамейка запасных у действующей власти – команд БПП и "Народного фронта" - очень ограничена. Поэтому придется привлекать специалистов извне сложившейся политической тусовки.
По их словам, шаг за шагом Украина приближается к идее избрания руководителей стратегических ведомств на действительно открытых независимых конкурсах. Но есть одно "но". На этом конкурсе можно избрать лучшего из лучших, но у этого человека ничего не получится сделать, если он не заручится поддержкой власти.
Читайте также
Успехи и провалы польского рокера и украинского железнодорожника Войцеха Балчуна
Один из самых ярких "легионеров" на высоких постах - глава "Укрзалізниці" написал заявление "по собственному желанию".