Ирина Алферова: «В Ялте муж приносил мне в номер кашу в горшочке»

Артистка, разменявшая шестой десяток, и сегодня притягивает юношеской энергией и женской красотой.

Алферова обижена на журналистов, которые, по ее словам, перемывают ей косточки, сочиняют небылицы, искажают смысл ее высказываний. «Бороться с этим бесполезно», - сетует актриса и вот уже несколько лет попросту отказывается от интервью. Однако во время гастролей в Ялте с московским театром «Школа современной пьесы» Ирина все же ответила на некоторые вопросы. Правда, перед встречей организаторы строго-настрого наказали не заводить разговор об Абдулове: мол, для Алферовой это тяжелая тема. Однако в частной беседе она сама вспомнила о нем...

«Саши очень не хватает»

- Ирина, как вас встретила Ялта? Какие впечатления?

- Когда приезжаешь в гости, всегда все нравится. Номер у меня очень хороший. Нас разместили в гостинице «Бристоль», а ведь когда-то она называлась «Южная». Кстати, с ней связана одна история. Когда-то меня пригласили в Ялту. Я приехала вместе со своей маленькой дочерью. Но организаторы мест не забронировали, а потому самой пришлось искать жилье. И в итоге мы жили именно здесь. А вообще Ялта - город моей любви. Здесь я познакомилась с нынешним мужем (актером Сергеем Мартыновым. - Прим. ред.). И если говорить о любви романтической, то она была именно здесь. Мы снимали фильм, жили в гостинице «Ялта». Он приносил в мой номер кашу в горшочке. Все было потрясающе красиво.

- Говорят, вы привередливы по отношению к партнерам...

- Подобрать партнера, соответствующего тебе по физическим и внутренним данным, очень сложно. Грустно, что в последнее время стали умирать люди моего возраста... Саши очень не хватает. Таких сейчас не сыщешь.

- Иосиф Райхельгауз как-то рассказал, что вы однажды заявили какому-то актеру, что вам не нравится его тело, и отказалиcь участвовать в спектакле. Было такое?

- На самом деле было немного по-другому. Я репетировала «Медею» у Жолдака. Очень он провокационный и тяжелый режиссер. Так вот я очень долго терпела, а потом подумала: «А почему, собственно, так себя мучить? Жизнь такая короткая...» Там был актер, с которым меня заставили играть постельную сцену. Его телосложение и в самом деле не производило должного впечатления. А по сюжету именно ради его героя Медея потом убила двоих своих детей. Мне стало жалко не столько себя, сколько зрителя, и я заявила: «Ради этого человека я не буду своих детей убивать!» И ушла из спектакля.

- Многие актеры старой закалки нынче жалуются, что нет достойных ролей, сценариев. А у вас есть подобные ощущения?

- Я очень много пьес читаю, нахожусь все время - десятилетиями (!) - в поиске. Найти хорошую, с диалогами, с глубиной нынче почти невозможно. Что касается спектакля, который мы привезли в Ялту («Пришел мужчина к женщине». - Прим. ред.), то он просто замечательный. Несмотря на то что мы играем его лет десять, он все равно мне интересен, так как я люблю импровизировать. Просто играю себя - то, что чувствую в данный момент, то и привношу в спектакль. Так что в театр можно ходить всю жизнь. Я всегда разная. Я живая.

«Семьей нельзя жертвовать»

- Почему мы не видим вас в модных нынче мыльных сериалах?

- На самом деле мне предлагают такие роли, большие деньги, но я не соглашаюсь на телевизионные сериалы. Мне не нравится то, что читаю в сценариях, и я отказываюсь. Хотя получать деньги хочется.

- А антрепризы?

- Это замечательно, я сторонник антреприз. Это поиск, новые темы. Например, мы играем спектакль «Пижама для шестерых», который поставил редкий театральный режиссер Семен Спивак. Так в Питере люди записываются, чтобы его посмотреть.

- Что для актера главнее - театр или семья?

- Все зависит от личности, но семья всем нужна. В своей жизни я, например, столкнулась с великими актрисами того поколения, для которых семья ничего не значила - только искусство. Я восторженно смотрела на них. Потом время шло, и мне стало жалко их, ведь это какое ужасное существование. Гораздо важнее, чтобы ребенок был с матерью и рос полноценным человеком. Нельзя этим жертвовать. Но так раньше учили, такая была система театра.

«На Билана хочется смотреть!»

- Вы родились 13-го числа - это помогает или как-то мешает вам в жизни?

- Ну что вы - это ведь мой день рождения. Так что никаких суеверий на сей счет не имею. К тому же у меня очень хорошие родители. Хотя недавно, когда я была в Швеции, одна женщина передала мне записочку, где сообщила, что число все-таки надо изменить.

- Может, и в гороскопы не верите?

- В гороскопы верю.

- Ирина, вы смотрели «Евровидение»? Радовались, что Россия выиграла?

- Честно говоря, не совсем понимаю Диму Билана - как можно второй раз участвовать в одном и том же конкурсе? Ведь «Евровидение» - это же какая-то развлекаловка. А Дима и так хорошо поет. К тому же у него все уже есть - известность, любовь зрителей, популярность. Не знаю, каким его представляют зрители с экрана, но в жизни он очень обаятельный. Что-то в нем такое! На него хочется смотреть. Не понимаю, как он уговорил Женю Плющенко с собой выступать на подтанцовке. Я так удивилась... Мне кажется, это шоу с гением фигурного катания несовместимо. Но победили! Значит, молодцы!

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Ирина Ивановна АЛФЕРОВА родилась 13 марта 1951 года в Новосибирске. В 1972 году окончила ГИТИС и вскоре вышла замуж за болгарского дипломата Бойко Пюрова, с которым несколько лет прожила у него на родине. С 1976 года работает в «Ленкоме». Здесь она познакомилась, а вскоре вышла замуж за Александра Абдулова, с которым прожила до 1993 года. Вместе они вырастили дочь Ксению...

С 2006-го - народная артистка России.

7 ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ

  1. «Хождение по мукам» (1977)
  2. «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979)
  3. «С любимыми не расставайтесь» (1980)
  4. «ТАСС уполномочен заявить» (1984)
  5. «Снегурочку вызывали?» (1985)
  6. «Ночные забавы» (1991)
  7. «Ермак» (1996)