Композитор Владимир Матецкий: На 70-летие подарил Ротару песню

Корифей советской эстрады, друг Софии Михайловны, автор ее хитов "Лаванда", "Хуторянка", "Луна-луна", "Было, но прошло", накануне юбилея певицы раскрыл "КП" в Украине" секреты создания ее хитов на все времена.

В 80-х Владимир Матецкий своими хитами вывел Ротару на новый виток всенародной популярности. Личный архив певицы

- Наше знакомство с Софией Михайловной началось с песни "Лаванда", которая и свела нас в "Останкино" в 1985-м, - вспоминает Владимир Леонардович. - Тогда еще был жив ее муж Толик Евдокименко… Как сейчас помню встречу - поздний зимний вечер, комната музыкальной редакции на 2-м этаже. Эта дружба началась с творчества и с тех пор, хоть мы и нечасто встречаемся, она дорога моему сердцу. 

- Начиная с середины ­80-х вы плотно сотрудничали на протяжении 15 лет. Не было ревности, когда София Михайловна начала сотрудничать с другими авторами? 

- Напротив, был этому несказанно рад, поскольку они написали очень симпатичные и ставшие популярными песни. А мне тепло на душе, поскольку наши совместные работы не просто продолжают жить, но и обретают новое дыхание. 

Полгода назад мы записали с Софией Михайловной новую песню, которая мне очень нравится - "На семи ветрах":

Не страшны мне вьюги,

долгие разлуки. 

Не погасят нашего огня никогда,

 никогда. 

Нежностью согрею бури и метели. 

И не собьюсь с пути, буду к тебе 

идти я -

Вместе навсегда.

Думаю, эта песня в какой-то степени подведение итогов и отчасти - мой подарок на юбилей и знак того, что мы обязательно еще посотрудничаем. По крайней мере я на это надеюсь. Вот это ощущение дружбы и близости душ на протяжении 32 лет дорогого стоит! Ведь в шоу-бизнесе зачастую люди на чем-то подрывают приятельские отношения, расходятся навсегда. К счастью, у нас все наоборот!

- С вашей легкой руки Ротару изменила музыкальный стиль - вплоть до появления элементов хард-рока в своих песнях. Как удалось "соблазнить" певицу на эксперименты? 

- У Софии Ротару есть много интересных свойств характера, которые не так очевидны, если смотреть со стороны. Тем, кто мало ее знает, может показаться, что она консервативна. На самом деле - нет, она с удовольствием экспериментировала! И с энтузиазмом воспринимала предложения двигаться в более гитарную музыку, находить новые музыкальные формы для ее творчества - в том числе это касается видеообразов и стиля. И кстати, Ротару была открыта новаторству, в отличие от ее более консервативного мужа Анатолия.

- Вы никогда не пишете песни на скорую руку. Долго ли колдовали над знаменитыми строками "Лаванда, горная лаванда. Наших встреч с тобой синие цветы…"? 

- История ее создания может показаться не такой уж романтичной - песню я создавал по заказу редакции Центрального телевидения для дуэта молодых певцов Яака Йоалы, который и раньше пел мои песни, и Софии Ротару, которую я еще не знал. Я загорелся идеей создать эту песню, придумал вариант музыки и слова. Как минимум, я всегда сразу придумываю название и основные строчки в припеве. Эти слова я и показал маститому поэту-песеннику Игорю Шаферану (к сожалению, его уже нет с нами…) Позвонил ему и попросил послушать, как я наиграю эти пару строчек: "Лава-а-анда, горная лаванда" (поет. - Ред.) Он сказал, как отрезал: "Володь, мне это не нравится. Ощущение какое-то… парфюмерное! Лаванда… Парфюмерным духом веет". - "Да, может, есть немного, - защищал я свое детище. - Но какое все-таки красивое слово". 

- И вы не сдались?!

- Я был уверен в своей идее. Позвонил тогда второму своему соавтору Михаилу Шаброву и прочитал припев и сыграл эту музыку. Он оценил звонкость "Лаванды" и стал работать над песней, но написать подтекстовку на мою музыку не смог. Позвонил мне и сказал: "Володь, у меня в запевах не получается форма - у тебя она очень сложная. Можешь изменить музыку под мои стихи?" И дал мне набросок стихов. То, что мы сейчас слышим - это измененная музыка, а вот оригинальный вариант, увы, у меня не сохранился.

- А как в песне "Хуторянка" появились строки про "девчонку-молдаванку"? 

- "Хуторянка" - тоже моя идея. Это была первая композиция, которую я сочинил на новехоньком, только что привезенном из Швеции баснословно дорогом синтезаторе Korg M1, который посоветовал купить Игорь Николаев - мол, "от этого зверя ты сойдешь с ума". Ну а слова про "девчонку-молдаванку"… По-моему, это идея Сони! Говоря о нынешнем времени - мне очень нравится, как исполняют "Хуторянку" Потап и Настя, - колоритный и разгульный вариант песни. 

- Бешено популярную в СССР песню "Луна-луна" тоже писали на заказ? 

- Меня часто ругали: "Ну что это за слова - "луна-луна, цветы-цветы". Это же смешно!", на что я отвечал: "Да, но она написана для ТВ-программы, которая называлась "Луна и цветы" (смеется). Я эту песню очень люблю, потому что соло на гитаре играет не эстрадник, а рано ушедший из жизни выдающийся музыкант, рокер из группы "Черный кофе" Сергей Кудишин. Это соло мы с ним придумали буквально за час! Песня сейчас переживает второе рождение - ко мне очередь уже выстроилась из исполнителей, которые хотят ее петь.