Бермудский треугольник считается одним из самых мистических мест на планете. Согласно многочисленным публикациям на его территории (площадь около 3 миллионов квадратных километров) регулярно пропадают самолеты и морские суда.
Однако австралийский ученый Карл Крушельницкий, изучавший документы о катастрофах в этом районе, утверждает, что загадка Бермудского треугольника высосана из пальца.
Во времена капитана Джека Воробья Карибское море и прилегающие к нему территории действительно пользовались заслуженной дурной славой, поясняет исследователь. Но никакой тайны здесь не существовало. Исчезновения кораблей были связаны с эрой пиратства в этом регионе. Здесь пролегали пути судов, перевозивших сокровища и товары, добытые в результате колонизации Америки. Но к началу XVIII века пиратство сошло на нет. И на протяжении нескольких столетий этот регион Мирового океана практически ничем не выделялся среди других.
Легенду породило похмелье и разгильдяйство
Впервые понятие "Бермудский треугольник" в своем нынешнем значении появилось в прессе в 50-х годах прошлого века. Ее породила катастрофа звена из 5 бомбардировщиков-торпедоносцев "Эвенджер" и вылетевшего на их поиск гидросамолета "Маринер". Она случилась в 1945 году.
- На самом деле ничего загадочного в этой истории нет, - замечает Крушельницкий. - Изучив документы, вы окунетесь в обстановку традиционного армейского бардака, которая многое проясняет. На самом деле 13 из 14 летчиков были курсантами, не имевшими необходимой подготовки. А единственный пилот со стажем - лейтенант Тейлор - пришел на службу с глубокого похмелья. Он вылетел, не имея компаса на борту, а в его послужном списке уже значились две истории, когда он потерял ориентацию в воздухе и лишь чудом диспетчеры сумели вернуть его домой.
Из расшифровки переговоров пилотов и береговых служб понятно, что летчики потерялись в океане, а Тейлор снова не смог верно проложить курс обратно. Учитывая, что в этот день был шторм и по морю гуляли волны 15-метровой высоты, шансов выжить при посадке на воду у звена не было. Что касается поискового гидросамолета "Маринер", то его судьба понятна - команда танкера, находившегося у берегов Флориды, докладывала о взрыве, который она видела в воздухе. Позже в этом районе зафиксировали большое нефтяное пятно. А у всех "Маринеров" был недостаток - при большой загрузке топливом происходила утечка паров в кабину. Любая искра приводила к взрыву. И похожие случаи уже бывали с этим типом аппаратов.
Тем не менее эта история дала старт легенде о Бермудском треугольнике. В последующие 70 лет здесь продолжали пропадать корабли и самолеты. Но, по словам австралийского ученого, с точки зрения статистики ситуация с авариями судов и самолетов в Бермудском треугольнике ничем не отличается от положения в других районах с таким оживленным трафиком. Скорее наоборот.
Опасайся кораллового треугольника!
В 2013 году Всемирный фонд дикой природы (WWF) опубликовал исследование, где на основе математического анализа было названо 10 самых опасных для судоходства мест на планете (см. схему). Бермудский треугольник не вошел в этот рейтинг. А возглавил его другой треугольник - коралловый. Вершинами этой геометрической фигуры являются Япония, Фиджи и Малайзия, здесь находятся три четверти всех коралловых рифов планеты. Этот район Тихого океана славится самым большим биоразнообразием на Земле, неудивительно, что плотность судоходного движения в Коралловом треугольнике значительно выше, чем в Бермудском. Соответственно здесь зарегистрировано рекордное число морских катастроф - 293 за 13 лет. Для сравнения: ежегодно во всем мире гибнет в среднем 146 кораблей. В свою очередь, дурную славу Бермудскому треугольнику составило исчезновение 19 самолетов и 11 кораблей за период с 1800 года. Понятно, что в этот перечень вошли только самые громкие и резонансные случаи. Но порядок цифр все равно говорит сам за себя.
Поэтому Бермудский треугольник - это не что иное, как красивая, но ничем не подкрепленная легенда. Вроде лох-несского чудовища или снежного человека.