В список наиболее неблагоприятных попал и престижный район Павлово поле. Букет экологических проблем. По рейтингу загрязненности воздуха лидируют Полтавский шлях, Московский проспект и улиц Плехановская. Не отстают спуск Веснина и район рынка “Барабашово”. Но по наблюдениям специалистов, наиболее экологически неблагополучным считается престижное Павлово Поле. А самый “чистый” район – Новая Бавария. Вообще Харьков на 13 месте по уровню загрязнения окружающей среды среди областных центров Украины. Полный букет экологических проблем для города создают выбросы предприятий, транспорта и мусорные свалки.
Самая большая доля в деле загрязнения городской атмосферы принадлежит автомобилям – порядка 80%. Что с этими всеми бедами делать, в мэрии хорошо представляют, но бороться пока что получается в основном “виртуально” - на уровне создания комиссий и рабочих групп. Сейчас горсовет как раз занимается выработкой экологической стратегии для города. Как сообщил вчера глава депутатской комиссии по вопросам транспорта, связи и экологии Владимир Полозков, программу охраны окружающей природной среды на 2008 – 2012 годы депутаты примут на следующей сессии. От озеленения и благоустройства до обеспечения жителей качественой водой – в проекте программы учли многое. Но программа программой, а глава комиссии рассчитывает и на сознательность харьковчан. Особенно, тех жителей частного сектора, которые не любят платить за вывоз мусора.
Новые иномарки против загрязнения
- Все что касается улучшения атмосферного воздуха - меньше всего в компетенции городских властей, - говорит начальник отдела экологии городского департамента ЖКХ и энергетики Виктории Богатырь. - Но все же у нас есть тенденция к снижению выбросов автотранспорта. В 2006 году их уровень составил 83 тыс. тонны, в прошлом году эта цифра – 75 тыс. тонн. Я, как эколог связываю это с тем, что последние годы капитально ремонтируюся дороги.
Но дело не только в дорогах, а и в машинах, которые по ним ездят. Чем новее транпортные средства, тем чище воздух. Владимир Дмитриевич надеется на то, что через десяток лет в Харькове от старых “Жигулей” и “Запорожцев” останутся одни воспоминания.
- В 2009 году у нас пройзойдет улучшение экологической ситуации, - уверяет Владимир Полозков. - Посмотрите, сколько ввозится новых автомобилей. Во-первых, каждый день приходят новые машины, разгружаются, люди их покупают... У нас уйдет старый транспорт, который воздух загрязняет до такой степени, что свет не видел! Во-вторых, у нас будет муниципальный транспорт, которым будет руководить городской совет. Мы закупим новые маршрутки, все будет в единых руках, а не так, как мы сегодня видим: грязные, старые, перекошенные автобусы и маршрутки.
- Мусор сортировать будут на заводе
Сейчас ведется разработка проекта строительства мусоросжигательного завода.
- У него есть свои плюсы и минусы, но обращаться с отходами так, как мы сейчас это делаем – просто сваливать на полигоне - неправильно. Выделение новых земель под полигон – непозволительная роскошь, - уверена Виктория Богатырь.
О раздельном сборе мусора на уровне отдельных жителей пока что говорить рано. Административные меры здесь не помогут. Если забить мусоропроводы, люди могут начать избавляться от ТБО... через форточки и балконы. При этом представить в кухне “хрущевки” три ведра для сортировки отходов тоже нереально. По мнению Виктории Ивановны, пока речь может идти только о том, чтобы сортировать отходы на специальном заводе.
- Это единственно правильный, прижившийся в мире способ.
В тему
До 2010 года завод “Химреактив” покинет Харьков. Стоимость “выселения” за город – 111 миллионов гривен. Финасировать выведение промышленного предприятия за черту мегаполиса будет государственный бюджет и частично само предприятие.