Единственный из депутатов, которого парламент разрешил взять под арест, все равно остался на свободе. Однопартийцы внесли за Михаила Добкина залог в 50 миллионов, а сам он внезапно превратился в объект бурных симпатий. В суд по избранию меры пресечения пришел на своих ногах, в обморок при честном народе не свалился, скорую помощь не требовал. По сравнению с привычными мерками - оригинал!
"Он себя по-мужски ведет"
Пользователи соцсетей называют Михаила Марковича "молодцом" и "настоящим мужиком", хотя многие такие посты начинаются со слов "Я лично Добкина не люблю". Женщины проявляют интерес к внешности бывшего мэра Харькова, находя его щетину мужественной и сексуальной. Добкиным неожиданно восхитился даже идеологический противник Оппозиционного блока Дмитрий Гордон: "… Этого нельзя не заметить - он себя по-мужски ведет. В отличие от многих новоявленных демократов и тех, кто "Слава Украине!" кричит, чтобы скрыть свое воровство и издевательство над украинским народом".
Это же как надо было довести наш народ, чтобы нормальное поведение в суде воспринималось как нечто особенное! А ведь Добкин вовсе не прост. Он все это понимал и предвидел. Помните, как он прокомментировал разрешение парламента о своем аресте: "Я нахожусь в хорошей физической форме, со здоровьем у меня все нормально, "на больничку" я не собираюсь, одеяло клетчатое брать с собой не буду". Сразу понятно, что подразумевал!
Страдающие жертвы надоели
Даже когда уголовное дело против Романа Насирова канет в Лету, люди будут помнить клетчатое одеяло, под которое глава ГФС улегся, когда детективы НАБУ стащили его с дорогих простыней "Феофании". До Насирова приступы тяжелой болезни испытывали в суде бывший министр транспорта Николай Рудьковский, экс-ректор налоговой академии Петр Мельник, лидер УКРОПа Геннадий Корбан, народный депутат Игорь Мосийчук. И даже такие молодые, здоровые, как пасынок Фирташа - Сергей Калиновский и "азовец" Станислав Краснов, бухались перед Фемидой в обморок.
Прием, как помнит читатель, срабатывал. Им удавалось либо выйти под домашний арест, либо суд не продлевал меру пресечения. Насиров же превзошел всех тем, что явился перед ясны очи судьи не в инвалидном кресле даже, а на каталке, с закрытыми очами, укутанный покрывалом расцветки "больница в Крыжополе". И перегнул со спецэффектами.
- Когда одно и то же явление повторяется много раз, результат получается обратным ожидаемому. Вечно страдающая жертва - а все, против которых открывают дела, представляются жертвами - вызывает уже не сочувствие, а раздражение, - отмечает психолог Инна Ковальская. - Появляется запрос на жертву сопротивляющуюся. Она вызывает больше интереса. Если Михаил Добкин делал на это расчет, то не прогадал.
|
Кто на новенького?
По мнению адвоката Алексея Сиротина, после провала с Насировым юристы на время откажутся от способа защиты по принципу: "больной, совсем больной".
- Это действенная технология для затягивания процесса и воздействия на судей, но политики и бизнесмены ее затрепали, - говорит эксперт. - К тому же для таких, как Добкин, нет смысла затягивать суд по мере пресечения. Согласно УПК ему обязаны назначить альтернативу аресту - залог. И было совершенно очевидно, что эти деньги внесут. Думаю, еще до суда решили, кто и сколько (30 млн грн. внес народный депутат Вадим Новинский, 20 млн - бывший вице-премьер Борис Колесников. - Ред.). Адвокатам Добкина есть смысл затягивать суд по сути дела, если до этого дойдет.
Адвокат Иван Либерман отмечает, что после истории с Насировым "мнимые больные" окажутся не в тренде еще потому, что будет непросто заручиться поддержкой врачей.
- После скандала, экспертиз, которые требовало НАБУ по Насирову, доктора будут опасаться ставить ложные диагнозы, поскольку им за это грозит уголовная ответственность, - считает Иван Либерман.
Таким образом, Добкина можно считать законодателем новой моды для VIPов, которым грозит уголовное преследование. А Юрий Луценко к осени обещал подбросить еще пару-тройку кандидатов из наших народных избранников. В их числе, межу прочим, был назван однопартиец Добкина - Нестор Шуфрич.