Что стало камнем преткновения?
Как ни банально это звучит, но все упирается в деньги. Для того чтобы украинцы имели возможность летать по 20 евро из Киева в Лондон или Манчестер, а это, между прочим, расстояние более двух тысяч километров, кто-то должен уступить.
Директор аэропорта "Борисполь" озвучил условия, которые выдвинул Ryanair, и они были, по его словам, чуть ли не ультиматумом. Речь шла о бесплатной навигации, бесплатных стойках, собственной службе такси и фиксированной плате с каждого пассажира на уровне 7,5 доллара. А это могло привести к убыткам аэропорта.
С другой стороны, все понимают, что, не имея скидок, компания-перевозчик обеспечить дешевые билеты не сможет. То есть кто-то должен был умерить свои аппетиты. Директор столичного аэропорта заявил, что его задача заключается в том, чтобы аэропорт был прибыльным предприятием, и заключать договор с Ryanair, который принесет убытки, он не будет. И его можно понять. Кстати, ирландский перевозчик вел переговоры и с аэропортом "Жуляны", куда летают другие недорогие перевозчики, и отказался от сотрудничества с ними, когда не получил эксклюзивных условий.
С другой стороны, открытие новых рейсов даже при убыточности их обслуживания может быть выгодно Украине с точки зрения туризма. Представьте себе, сколько британцев могут приехать на выходные к нам, пользуясь тем, что еда, выпивка и другие развлечения в Украине в разы дешевле, чем в Лондоне или Манчестере. Каждый из них оставит в нашей стране больше денег, чем будет потрачено на дотацию лоукостера. Приблизительно такими аргументами и выбивают себе лоукост-компании дешевые тарифы на обслуживание.
При этом сама компания Ryanair славится своей неуступчивостью в переговорах. Только за последние 7 лет насчитали пять громких скандалов в Европе, когда компания уходила из того или иного аэропорта, будучи несогласной с тарифной или налоговой политикой.
Кстати, о том, что дело не только в руководстве "Борисполя", говорит и тот факт, что, не найдя общий язык с ними, Ryanair отменил и рейсы из Львова, с которым они ранее подписали договор. То есть фактически ведутся жесткие переговоры, которые оказались вынесенными в публичную плоскость.
Три варианта, что будет дальше
Вариантов развития событий несколько. Первый заключается в том, что Ryanair действительно обиделся и ушел с рынка. В этом случае его направления может перехватить другой лоукост-перевозчик WizzАir, который, кстати, летает из Украины на общих основаниях, не требуя для себя дополнительные скидки. Эта компания быстро сориентировалась и пообещала дешевые билеты тем, кто успел купить билеты на рейсы Ryanair. Если показать оригинал бронирования, то до 30 ноября можно приобрести билеты по альтернативным маршрутам от WizzАir за 15 евро.
Второй вариант - после заявления правительства о продолжении переговоров и увольнения Павла Рябикина на его место поставят более сговорчивого директора, который подпишет договор с Ryanair.
Третий вариант - Ryanair возьмет паузу и придет к нам, когда ему это будет выгодно, даже без скидок, на общих основаниях.
Кстати
Чем заменить?
Ну, а пока не понятно, как будут развиваться события, давайте поищем альтернативу. Ryanair обещал с октября открыть из Украины 11 рейсов - 4 из Киева и 7 из Львова. Часть из этих билетов продавалась по акционной цене 20 евро в одну сторону. Итого в теории за 40 евро можно было слетать в Европу и назад. После того как Ryanair отказался выходить на украинский рынок, мы решили проверить, какие есть альтернативы этим маршрутам и сколько они стоят, если сейчас покупать билеты на октябрь.
Из Киева
- Киев - Эйндховен, WizzAir (с пересадкой) - от 139 евро
- Киев - Манчестер, AirFrance+KLM (с пересадкой) - от 202 евро
- Киев - Лондон, МАУ - от 108 евро
- Киев - Стокгольм, МАУ - от 137 евро
Из Львова
- Львов - Лондон, KLM (2 пересадки) - от 157 евро
- Львов - Эйндховен, KLM (2 пересадки) - от 285 евро
- Львов - Берлин, WizzAir - от 79 евро
- Львов - Вроцлав, WizzAir - от 42 евро
- Львов - Мемминген, нет
- Львов - Будапешт, МАУ - от 141 евро
- Львов - Краков, LOT (с пересадкой) - от 186 евро
* Актуальные цены на октябрь, по данным агрегатора SkyScaner.