Маркетологи и продавцы - на особом счету

Менеджер по продажам

Очень часто люди, которые ищут работу, с некоторым пренебрежением относятся к должности специалиста по продажам. Профессия считается недостаточно интеллектуальной, схожей с торговлей на рынке и т. д. Это неверно! Работа в продажах требует от людей не только гибкого ума и большой ответственности, но и отличных коммуникативных навыков, а также стрессоустойчивости.

Чего хотят работодатели

Одна из основных тенденций современного рынка труда состоит в том, что фирмам требуются не просто менеджеры по продажам, а узкие специалисты. Например, по продаже продуктов, автомобилей или спорттоваров. Разумеется, набор знаний и навыков каждый раз должен быть различным. Причем подобрать такого специалиста проще, потому что требования к кандидату более конкретны, чем к просто менеджеру.

По словам кадровиков, мнения работодателей о необходимости опыта аналогичной работы расходятся: одни непременно хотят, чтобы такие навыки уже были, другие предпочитают воспитывать собственные кадры с нуля. Бесспорным преимуществом найма профессионала является быстрое его включение в деятельность, отсутствие затрат на обучение. С другой стороны, это люди уже сформировавшиеся - с определенными принципами работы, стереотипами поведения, а это может затруднить их вхождение в коллектив.

Требования, предъявляемые к кандидатам на работу в этих направлениях, максимальны. Здесь мало активности и традиционных качеств хорошего «продавца» - необходимо отличное знание продукта: медицинского, промышленного, продовольственного и так далее. Выдвигаются и дополнительные требования, например, к знанию иностранного языка. В итоге специалист по продажам в такой сфере - уже нечто большее, чем рядовой торговец.

Научись вести переговоры

Также работодатели ценят дипломы о дополнительном бизнес-образовании, наличие особых достижений в учебе, организационной работе, спорте. Многие из них требуют от кандидата наличия водительского удостоверения.

Эти требования носят универсальный характер, однако далеко не всегда будущий шеф ограничивается только ими. Слишком специфичны сферы, в которых происходят продажи, и слишком разнообразны взгляды организаций на идеального кандидата.

Потенциальный сотрудник отдела продаж должен иметь высшее образование, поскольку оно оказывает влияние на качество работы. На факультетах менеджмента, среди прочего, студентов учат методам ведения переговоров, презентации товара и общению с клиентами.

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ

Логично, что менеджеры по продажам получают проценты от сделок. Обычно цифра колеблется от 3 до 5%. Например, специалист, занимающийся торговлей автомобилями, получает около 800 долларов. А директор по продажам – $2000.

КСТАТИ

Портрет идеального менеджера

Глазами работодателя портрет идеального менеджера по продажам выглядит следующим образом:

- высокомотивированный гуманитарий;

- ориентирован на клиента;

- с активной жизненной позицией;

- доброжелательный;

Для него характерны осознанная нацеленность на достижение результата, психологическая зрелость и динамичность, высокий общеинтеллектуальный уровень и умение работать с информацией, обобщать ее и делать выводы.

Маркетолог

Профессия маркетолога для Украины относительно новая. Подготовку специалистов такого направления у нас начали в середине 90-х. И сейчас это ремесло считается не только одним из самых модных, но и самым востребованным.

И швец, и жнец, и в дуду игрец

Еще бы, без маркетолога не обойдется ни одна уважающая себя фирма - он участвует в разработке маркетинговой стратегии развития компании, занимается анализом рынка и рекламой. В общем, маркетолог – мастер на все руки.

Карьеру маркетолога лучше начать с должности ассистента, причем на эту позицию берут даже студентов старших курсов. Главное, чтобы молодой соискатель был толковым. К слову, подобную практику используют крупные международные компании. Два-три года новичок работает ассистентом, затем еще столько же младшим бренд-менеджером. Если все сложится нормально, то можно дойти и до руководящих постов.

Прямая дорога в боссы

По сравнению с европейскими странами в Украине специалисты по маркетингу довольно молоды. Так, в Великобритании средний возраст бренд-менеджеров 35 лет, а у нас такую должность занимают люди до 30. Это подразумевает способность к обучению и наличие амбиций для дальнейшего роста. Как правило, именно у этих людей самые реальные перспективы в бизнесе.

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ

В среднем, зарплата ассистента маркетолога составляет $350. А бренд-менеджера - не меньше 1500 «зеленых». Зарубежные фирмы, которые только выходят на украинский рынок, платят менеджеру $800, руководителю департамента маркетинга – $2500. Некоторые организации используют в оплате труда систему бонусов: процент от продаж, служебный автомобиль, учеба за средства фирмы.

БУДЬ В КУРСЕ

Требуются специалисты по маркетингу и PR…

Большинство вузов Украины готовят специалистов по маркетингу, но сегодня, так сказать, «чистые маркетологи» уже не могут удовлетворить в полной мере потребности и требования многих фирм и кампаний. Рынок товаров и услуг становится сейчас все более насыщенным и, конечно, возрастает конкуренция. Это осознают предприятия, имеющие в своем штате только маркетологов. Они ищут новые подходы, нестандартные решения во время проведения рекламных и PR-кампаний.

Все более популярными становятся BTL-агентства. Ценится не только опыт работы, но и креативность, энергия, умение оперативного взаимодействия со специалистами смежных профессий. Именно поэтому в отделы маркетинга и PR привлекают не только маркетологов, журналистов, специалистов по международной информации, но и психологов. Учитывая это, в Славистическом университете, кроме учебно-производственных практик, используются различные тренинговые программы в области медиа-рилейшн, имиджеологии, BTL-технологии и т.д.

Созданы студенческая пресс-служба, PR-агентство. Именно они активно участвуют в организации Дней славянской письменности и культуры в Украине, которые открывает наш университет ежегодно 24 мая, и во многих других мероприятиях и акциях.

Проректор Киевского славистического университета Андрей ВЕРТЕГЕЛ.