Представляем 29-й том. Александр Пушкин: «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский»

Богдан БОНДАРЧУК, фотокорреспондент «КП» - о своей любимой книге.

До 17 июня каждый читатель «Комсомольской правды» в Украине» вместе со свежим номером может купить 29-й том «Книжной коллекции «КП» - Александр Пушкин «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Дубровский»

В своих произведениях Александр Сергеевич Пушкин всегда охватывает так много граней человеческих судеб, что каждый находит в них что-то свое. Казалось бы, это просто история любви. Но гораздо более - это история человечности.

У Пушкина, как исследователя, был особый интерес к «смутным» временам истории Российской империи. Потому в 30-х годах ХIХ века Пушкин увлекается фигурой мятежного Пугачева. Александр Сергеевич ездит по местам, где помнят мятежника, где рассказы о нем ходят в народе. Все это Пушкин записывает в деталях для того, чтобы создать два труда, исторический и художественный - «История Пугачева» и «Капитанская дочка». И в «Капитанской дочке» Пушкин смог показать, каким увидел он Пугачева.

Главные герои повествования - молодой офицер Гринев и Пугачев. Знакомство Гринева с Пугачевым происходит случайно, в степи, в метель - в которую они попали из-за упертости Гринева. Пугачев, тогда еще не «государь», а беглый преступник, помогает Гриневу и его экипажу добраться до ночлега. За это при прощании Гринев жалует с барского плеча ему новый заячий тулуп. И Пугачев не забывает оказанную милость. Все следующие встречи Пугачева и Гринева - это благодарность мятежника, который в трудную минуту был согрет барским тулупом.

По ходу повествования мы видим Пугачева со всех сторон. С одной стороны - это безжалостный, жестокий разбойник, окруженный ворами и преступниками, а с другой стороны - добрый, справедливый человек, который за добро возвращает добро сторицей. Пугачев - заложник происходящего, потому что понимает, что обратного пути нет, а ближайшие соратники первые могут продать его по хорошей цене. Но он не сдается. Перед казнью он скажет: «Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство». Потому, понимая, что дороги назад ему нет, Пугачев всю свою смекалку пускает на как можно больший успех мятежа. Целостность Пугачева проявляется в словах «Казнить так казнить, миловать так миловать». Пугачев не меняет своих решений, а в принятых идет до конца. Во многом благодаря этому история Петра Гринева имеет счастливый конец.

Произведение «Капитанская дочка» кажется мне сказкой для взрослых. Добро в ней оплачивается добром, а в каждом герое произведения присутствует человечность.