И рыбку съесть, и в гроб не слечь - главные ответы на вопросы о продуктах в жару

О том, кто ответит за заражение людей ботулизмом и какие продукты в жару лучше исключить из рациона, рассказал эксперт ФАО и IFC по вопросам биобезопасности и ветеринарии Виталий Башинский.

И рыбку съесть, и в гроб не слечь - главные ответы на вопросы о продуктах в жару. Фото: flickr.com/bbcrussianservice

Дайте жалобную книгу!

- Кто должен осуществлять контроль за качеством продуктов, которые продают в магазинах? И кто несет ответственность, если они  испорченные? 

Виталий Башинский. Фото: Сергей Людкевич

- До 2014 года ответственность за безопасность продуктов несло в основном государство, а сегодня оно отошло в сторону, передав всю ответственность производителю. Те люди, которые пострадали от ботулизма, могут обратиться в правоохранительные органы или это должен сделать вместо них контролирующий орган, который проводит расследования по каждому индивидуальному случаю отравления или смерти. В результате прямую ответственность несет производитель. 

- А если производитель маньяк и специально добавит в продукцию яд -  она попадет в супермаркет?

- А как в серой зоне АТО производятся продукты питания, и они спокойно попадают на полки торговых сетей? И если крупные магазины имеют систему внутреннего контроля поставщиков, то маленькие дворовые магазинчики следят за этим слабо. Но на самом деле прямого контроля со стороны государства нет. У нас государственная служба, которая отвечает за качество и безопасность пищевых продуктов, похожа на кастрированного быка в стаде коров. Мы ждем телят, а их не может быть. Потому что в стране ввели мораторий на проверки, а законодательные документы, которые существуют, не имеют механизма реализации. 

- Выходит, люди должны контролировать сами?

- Каждый из потребителей должен понимать, что его защита - это его личное дело. 

- А служба может прийти в супермаркет с проверкой?

- Нет, не сразу. Служба должна согласовать проверку с Государственной регуляторной службой, Министерством аграрной политики. Даже если эта проверка обусловлена жалобой физического лица. Если сегодня человек отравился и находится в реанимации, то проверить объект мы можем не раньше чем через месяц, получив все согласования, а может быть, и не сможем, получив отказ из-за необоснованности причин. Иногда проверку легче организовать через правоохранительные органы, чем через компетентный орган в стране. 

- В магазинах еще остались книги жалоб? Их кто-то читает, записи проверяет? 

- Законодательство по вопросам защиты прав потребителей претерпело, сравнительно с ветеринарным и санитарным направлением, меньше всего изменений, поэтому жалобные книги остались, их читают, но гораздо реже, чем в прошлом. Если раньше каждую торговую точку инспектор по защите прав потребителя должен был проверить хотя бы раз в два года, то сейчас проверки не чаще чем раз в пять лет. Процесс можно ускорить, написав жалобу непосредственно в Госпотребслужбу. Если жалоба будет обоснованная, запустится механизм проверки. Если речь идет об агропродовольственных рынках, то обоснованную жалобу создать тяжело. Потому что там нет кассовых аппаратов, и доказать, что приобрели продукт именно в этом месте, практически невозможно.

Это проблема национального масштаба

- Сейчас в Украине эпидемия ботулизма, а рыба была куплена в супермаркете. Как доказать ее происхождение? 

- Если у вас есть остатки этой рыбы, то лабораторным методом можно определить однородность партии. Почему ботулизм в этом году так взволновал общественность, ведь им болеют каждый год? В прошлом году случаев заболевания было не меньше. Но не было ни одного случая заболевания из-за продукта, происходящего из авторизированного предприятия с официальным номером эксплуатационного разрешения. Обычно ботулизмом заражались после употребления продуктов домашнего производства - бабушка или дедушка завялили рыбу, нарушили рецептуру и вынесли на рынок. И пострадали несколько человек. В данном случае, когда производство охватывает сотни тысяч возможных покупателей, риск выходит на национальный уровень. Этим должны заинтересоваться правоохранительные органы, донести до премьер-министра и до президента.

- Кстати, анализ должен делать сам пострадавший, искать лабораторию, платить деньги? 

- Да. Если вы хотите, чтобы образцы исследовали, за них кто-то должен заплатить. На сегодняшний день государственный мониторинг по процессам расследований и отравлений вообще не предусмотрен в госбюджете. Деньги не выделяются на мониторинг сальмонеллы, листерии, ботулиновой палочки, сибирской язвы или других токсикоинфекций , которыми люди могут отравиться или заразиться, употребляя продукты питания.

- Грозит ли уголовная ответственность руководству предприятия, изготовившего смертельно опасную рыбу?

- Сложно сказать, чем дело закончится. Если производитель действовал в рамках закона, то наказывать его не за что: получил продукты по товарно-транспортной накладной и ничего не нарушал, сам ботулотоксин не подсаживал. Действовал в рамках ТУ. Попробуйте предъявить к нему претензии. А вот к человеку, который запретил проверки и продолжает это делать, вопросы однозначно появятся. 

БДИ!

Пикник с обочины

- Какие продукты могут быть потенциально опасными в жару? 

- Это все, что продают возле метро. Там торгуют творогом, молоком, ягодами, грибами. В свое время мы провели эксперимент в Эстонии, когда кусковое мясо пытались продать с рук в центре Таллина. От времени, когда человек встал за лоток, до времени приезда полиции прошло 18 минут. Там потребитель воспитан, он понимает, что это нарушение, это риск. У нас же возле станции метро "Святошин" продаются сырые мясные продукты, полученные от животных, разделанных после смерти. Они плохо обескровлены, и это видно. После такого мяса можно заразиться трихинеллезом, сальмонеллой или получить порцию листерий.

Стихийная торговля - это табу для людей, которые хотят сохранить свое здоровье. Если речь о домашнем щавеле, клубнике, риск того, что их удобряли человеческими фекалиями, всегда остается. В этом случае можно получить целый букет гельминтозов. Если мы говорим о продуктах животного происхождения, наибольший риск сегодня представляет вяленая рыба, которая была завялена без вскрытия брюшной полости. Процедуры, связанные с копчением, не подразумевают такой температуры, которая могла бы разрушить токсин, тем более токсин термостабильный.

А анатоксина для детоксикации у нас нет. Это чрезвычайная ситуация, когда речь идет о смертях людей, закупку анатоксина можно произвести мгновенно, это не проблема.

Поэтому, прежде всего, покупать нужно товар, произведенный на официальных предприятиях. В этом случае хотя бы можно отследить производителя. Во-  вторых, продукты, изготовленные в домашних условиях, без соблюдения должного технологического процесса с необходимой термической обработкой могут содержать возбудителей болезни. 

Это касается и молока. Отследить, была ли здорова корова и человек, который ее доил, невозможно. Поэтому мы должны как минимум прокипятить это молоко. Свинина, купленная на стихийном рынке, это прямая дорога на инвалидность по трихинеллезу. 

- На рынках есть официальные павильоны с мясом, молоком. При рынках есть лаборатории, ветеринарно-санитарная экспертиза, они выдают экспертное заключение, в котором написано, что продукция проверена. Можно ли доверять этим талончикам? 

- Есть документы, которые относятся к подзаконным. К тем законам, которые работали до 14-15-го года, они и на сегодняшний день действительны, и в соответствии с ними люди, которые проводят ветеринарно-санитарную экспертизу в лабораториях на рынках, несут уголовную ответственность за нарушение этих правил. Поэтому на рынках в 90% это еще срабатывает. Это не срабатывает на тех территориях, где к управлению пришли люди, не знакомые с этими нормативными документами.

- А кулинария в супермаркетах - это безопасно? 

- У меня нет однозначного ответа. Любой продукт имеет порог безопасности. Если мы сегодня сделаем красивый салат из редиски и заправим его сметаной, но не успеем съесть, а положим до завтра  в холодильник - мы можем отравиться. Но это не значит, что сметана или редиска были плохими. Это говорит о том, что мы хотели чуть сэкономить, а на здоровье экономить нельзя. С нашей редиской и сметаной все понятно, а как быть с супермаркетами - если салатов осталось много? Проверки супермаркетов на сегодняшний день осуществляются по жалобам граждан. Позвоните в территориальное управление Госпродпотребслужбы, сообщите о нарушении, и, думаю, они найдут способы, как, используя  нынешние сложные условия в рамках государственного контроля, снять эту продукцию с полки.