Экс-министр здравоохранения Юрий Спиженко: «Скандальную вакцину от кори в страну ввезли законно»

Первый министр здравоохранения независимой Украины объяснил корреспонденту «КП», чем опасны спекуляции на теме прививок против кори и краснухи. В стране благополучно сделано около 120 тысяч прививок. И есть трагический случай в Краматорске, о котором теперь знает вся Украина. Знает в трактовке: «Школьника погубила вакцинация». Хотя профессионалам понятно: в этой смерти виновата отнюдь не санитарная служба, а служба неотложной помощи.

Юрий Спиженко - убежденный сторонник профилактики.

Не надо бояться индийской вакцины!

- Сегодня я - не государственный чиновник. Подозревать меня в лоббировании позиции Минздрава бессмысленно. Но я с ответственностью готов сказать: вакцина соответствует стандартам качества.

- На чем основана ваша уверенность? Ведь препарат после всего, что случилось, отправили на дополнительные исследования. Значит, появились сомнения?

- В стране благополучно сделано около 120 тысяч прививок. И есть трагический случай в Краматорске, о котором теперь знает вся Украина. Знает в трактовке: «Школьника погубила вакцинация». Хотя профессионалам понятно: в этой смерти виновата отнюдь не санитарная служба, а служба неотложной помощи. Мальчик находился не дома, а в больнице, причем несколько часов! Если б ему уделили должное внимание, он остался бы в живых. При условии, конечно, что у ребенка не наблюдалось врожденных пороков и серьезной органической патологии.

- Уже рассказывают почти авторитетно, что индийская вакцина конкурировала на тендере с американской и французской. Однако попала к нам «по блату» и натворила бед. Такая вот инъекция коррупции… Похоже на правду?

- Украина ничего не покупала. И в данном случае никто на этой процедуре не нажился. Препарат достался нам бесплатно от Всемирной организации здравоохранения.

Почему сейчас переводят стрелки? Почему СМИ, что называется, в одну дуду трубят об опасной вакцине? Не обижайтесь - это провокативная журналистика. Никто не желает задуматься, что произойдет, если вакцинацию отменить - так сказать, по требованию возмущенного народа.

- А что произойдет?

- То, что было до Луи Пастера - загляните в учебник по инфекционным болезням. Лет через тридцать останется пол-Европы… В 1964 году в Соединенных Штатах - не в Албании, не в Иране, в высокоразвитой и благополучной стране! - зарегистрировали 1 миллион 800 случаев заболевания краснухой. Ну не позволяли демократические нормы навязывать гражданам вакцинацию! А через определенный промежуток времени краснуха «аукнулась» 20 тысячами случаев патологий у новорожденных. И это стало настоящим кошмаром национального масштаба.

Эпидемии кори и краснухи могут «выкосить» страну

- Знаете, Ольга, возможно, такое предложение покажется циничным, но давайте сопоставлять риски: какие потери могут быть от прививок и какие - без них? Всей душой сострадаю матери погибшего юноши. Но эта смерть не должна привести к тому, чтобы в стране разразилась эпидемия, которая унесет сотни, тысячи жизней. Позвольте мне рассуждать сейчас как обывателю. Я хочу, чтобы вокруг меня, моих детей и внуков находились здоровые люди, а не потенциальные разносчики инфекции. А вы?..

- Риторический вопрос.

- Тогда - о важном моменте, медицинской классике. Прививки положено делать в сжатые сроки, в течение трех недель. Чем скорее происходит вакцинация, тем меньше оказывается промежуточных хозяев вируса. То есть и вы, и я, и все, кто нас окружает, ему уже «не по зубам». Выработались антитела. Создана защита.

- Юрий Прокофьевич, неужели сейчас в Украине настолько угрожающая эпидемиологическая ситуация в смысле кори и краснухи? Может, есть смысл выдержать паузу? Успокоятся родители, уже готовые спрятать своих детей от «смертельных уколов», да и у медперсонала пройдет стресс…

- Подождать? Давайте вспомним 2006 год. Корью тогда переболело пару десятков тысяч человек, пять летальных исходов. В 2002-м, по той же причине, - одиннадцать смертей. Энцефалит, которым нередко осложняется краснуха, дает пятьдесят процентов смертности. Вот о чем надо напоминать - но не с целью запугать, а для того, чтоб люди ответственно, просвещенно воспринимали вакцинацию. Меня, признаюсь, тревожит отсутствие озвученной позиции министра Василия Князевича по этому поводу!

Наша медицина больна политикой

- Видимо, Князевич не хочет повторять опыт первого замминистра Николая Проданчука. Он-то как раз активно выступал в защиту прививок, а все равно отстранили от должности, еще и судить собираются…


- Я укола не боюсь, если надо - уколюсь!

- В свое время доктора Проданчука из Черновцов в Минздрав забрал я. Николай моложе меня лет на восемь, творческий, с идеями человек, что в нашей ортодоксальной профессиональной среде весьма ценно. Он известный ученый, достойный директор Института токсикологии. И вот через пять месяцев работы главным санитарным врачом Украины попадает под следствие… В чем его вина и есть ли она? С моей точки зрения, тут не Проданчук, а бюрократическая система, которая назначила его на пост, виновата.

Ну нельзя Проданчука в полном смысле слова «бросать» на этот участок! Он же ни дня не был санитарным врачом! Но ведь у нас принцип политической, а не профессиональной целесообразности торжествует, понимаете? «Пришла к власти команда - расставим на ключевые посты своих, командных игроков». Так программируют провалы, подобные нынешнему.

- Почему же честный ученый Проданчук согласился сесть не в свои сани?

(Долгая пауза.) - Вы сейчас многих, отказывающихся от карьеры, назовете? Хорошо, давайте начистоту. Самолеты падают? На дорогах аварий - масса? Шахты взрываются? А министры транспорта и угольной промышленности до сих пор на свободе…

- Полагаете, просто назначили крайнего? «Врага народа», «убийцу в белом халате»? Власть нашла виновника трагических случаев, который небрежно отнесся к служебным обязанностям…

- Абсолютно точно. Проданчук попал в политические жернова. «Кто за ним стоит? Обычный медик? Невелика фигура - можно пожертвовать. Зато покажем, как беспокоимся о здоровье детей».

Еще раз повторю: вакцинацию необходимо продолжить! По данным Минздрава, напряжение иммунитета против кори и краснухи (столько людей способны сопротивляться этим болезням. - Прим. авт.) отмечается примерно у 80 процентов населения. Реально, думаю, не больше 70 процентов. Это следствие профилактических мероприятий, которые проводились в минувшие годы. Иммунитет станет быстро ослабевать без очередных плановых прививок.

Но вакцинации должна предшествовать мощная разъяснительная кампания. Нельзя скрывать: любая прививка дает реакцию, введение антигена вызывает выработку антител. При этом медики обязаны быть готовы к оказанию квалифицированной помощи, если реакция более выраженная. Не просто уколол - и свободен! Наблюдать пациентов, иметь под рукой препараты, которые не позволяют развиться анафилактическому шоку. О чем еще важно информировать людей? Краснуха особенно опасна для девочек. В ряде стран выделяют возрастные группы: 14-15 лет или даже 9-11 лет, когда прививка становится залогом здоровья будущей матери. У нас пока такой подход - из области мечтаний.

Считайте, что тема прививок для меня личная. Я - их сторонник. В 1991 году, когда был министром здравоохранения, в Украине вспыхнула дифтерия. Заболели сперва десятки, потом сотни людей. Недуг грозный плюс осложнения дает. А в бюджете средств нет! Откуда? Экономика разваливается, бедность подступает, кругом проблемы дикие. Словом, кто вылечится - молодец, кто не заболеет - вдвойне… В ту пору нам помогла разрешить эту проблему Всемирная организация здравоохранения. Дала вакцину. Тоже, кстати, индийскую и без денег - благодаря личным контактам и профессиональному уважению, наверное. И мы немедленно начали вакцинацию населения, хоть иные коллеги меня отговаривали. Мол, большой риск, ответственность. Не добьешься нужного результата - обвинят во всех смертных грехах! Но факт остается фактом, причем медицинским: эпидемию мы остановили.