7 факторов, которые мотивируют нас работать лучше и больше

Психологи рассказали, что заставляет человека трудиться продуктивно и даже получать от этого удовольствие.

7 факторов, которые мотивируют нас работать лучше и больше. Фото: архив КП

На тему мотивации персонала проведены сотни исследований, написаны многочисленные труды и диссертации, но интерес к вопросу не ослабевает. Каждому работодателю очень хочется знать: как заставить подчиненных больше и лучше работать, не добавляя при этом ни копейки к зарплате?

Впрочем, будем откровенны: в не меньшей степени результаты этих исследований ценны и для рядовых сотрудников. Согласитесь, что подобные ситуации не редки: вот вроде бы и понимаешь, что эту работу надо сделать прямо сейчас, но одного "надо" оказывается недостаточно…

Так как же мотивировать на работу подчиненных и самого себя?

1.Наслаждайтесь результатами труда

Известный американский психолог Дэн Ариэли провел интересный эксперимент, в ходе которого попросил участников складывать фигурки из конструктора Lego, пишет кадровый портал rabota.ua. За каждую фигурку участники получали деньги, но сумма убывала: за первую им платили $3, за вторую - $2,70 и т.д.

Работали участники в двух группах. В одной собранные фигурки откладывали в сторону, а во второй тут же разбирали прямо на их глазах. В результате первая группа собрала 11 фигурок, а вторая – 7.

Вывод:

Впустую работать никто не любит – каждому приятно видеть результаты своего труда. И это утверждение справедливо даже в том случае, если задание незначительно. Оказывается, людям достаточно иметь результат своей деятельности перед глазами просто для того, чтобы вдохновиться на трудовой подвиг и стать продуктивнее.

2. Не игнорируйте вознаграждение – как материальное, так и моральное

Тот же Ариэли в другом эксперименте раздал участникам несложные задания на бумаге, и снова в каждом раунде они получали меньше денег, чем в предыдущем. Люди в первой группе подписывали свои листы, и организатор эксперимента внимательно их просматривал, говорил что-то одобрительное и складывал в стопку. Участники из второй группы не писали имена, и ведущий бросал их работы в кучу не глядя. Работы участников третьей группе тут же рвали и выбрасывали.

Люди из второй и третьей групп хотели получить вдвое большее вознаграждение, иначе отказывались выполнять работу. Удовлетворены оказались лишь участники из первой группы, которых поощряли на словах.

Вывод:

Ну что тут скажешь? Доброе слово и кошке приятно! Разумеется, всегда и во все времена лучшим мотиватором были и остаются деньги. Лучшим, но не единственным! Данный эксперимент показал, что на самом деле мотивировать человека совсем не сложно. А плохая новость заключается в том, что уничтожить мотивацию также проще простого.

3. Верьте в себя и позитивно оценивайте способности сотрудников

Студентов Гарвардского университета произвольно разделили на две группы и отправили на интервью. Один из "экзаменаторов" одобрительно кивал головой и улыбался, другой - хмурил брови и скрещивали руки. Надо ли говорить, что участники первой группы отвечали на вопросы гораздо более четко и обстоятельно?

Вывод:

То, как человек справляется со стрессовой ситуацией, во многом зависит от ощущений. Люди из второй группы находились в "состоянии угрозы", их искусственно подавляли, и они терялись. Очевидно, что в сложной ситуации работается лучше тем, кто уверен в своих способностях.

4. Помните о правиле "тройной удовлетворенности"

В конце 70-х немецкий социолог Штольберг писал, что мотивационным фактором является "тройная удовлетворенность": удовлетворенность деятельностью, удовлетворенность рабочей средой и удовлетворенность рабочим местом. Позже социологи уточнили: хорошие условия труда действительно удерживают сотрудников в компании, но совершенно необязательно увеличивают производительность. А вот эффективность зависит исключительно от содержания работы.

Вывод:

То, что сотрудник лоялен к компании, конечно, приятно, но вовсе не означает, что он является эффективным работником. Социолог и психолог Фредерик Херцберг сформулировал это просто: удовлетворенность полностью зависит содержания работы, а неудовлетворенность – от условий труда.

5. Пишите списки

Создать список заданий, призванный стать вашим надежным помощником и, можно сказать, "путеводной звездой" - это уже полдела! Специалист по тайм-менеджменту, автор популярной методики Getting Things Done Дэвид Аллан уверен: изложив на бумаге предстоящие задачи, вы сможете лучше сконцентрироваться на действительно важных вопросах и быстрее их решать.

Вывод:

Каким бы бесполезным не казалось это правило, оно работает! Списки дел помогают упорядочить жизнь и все успевать. Помните старую поговорку "что написано пером, то не вырубишь топором"? Устно себе можно пообещать все что угодно, но к вечеру "отложить и забыть". Если же задания зафиксированы на бумаге, возникает необходимость их выполнить и вычеркнуть.

6. Вызывайте положительные эмоции

Японские исследователи решили выяснить, как студенты справляются с задачей на ловкость до и после просмотра "мимимишных" фотографий. Оказалось, что при просмотре фотографий животных продуктивность возрастает. А лучшие результаты показали те, кто смотрели на симпатичные фотографии котят и щенков.

Вывод:

Исследователи уверены: позитивные эмоции, вызванные нежными чувствами, помогают сфокусироваться при выполнении задач, требующих пристального внимания.

7. Давайте внятные и оправданные задания

Для того, чтобы сотрудник был мотивирован, ему должно быть ясно, что он делает, зачем и насколько хорошо он выполняет работу. Исследования в сфере продаж, в частности, показали: четкость задач лучше влияет на мотивацию сотрудников, нежели обещанные комиссионные. Специалисты уверены, что это правило работает и в других сферах.

К сожалению, нередки ситуации, когда на работе главное – не результат, а процесс. Масса людей во всем мире делают совершенно бесполезную работу, а, поскольку особых результатов от нее нет, становится важным не сколько сотрудник сделал, а сколько отсидел на работе и как активно демонстрировал видимость бурной деятельности.

Это как в анекдоте:

- Возьми лом и подмети плац!

- Может, лучше метлу? Так будет проще…

- Мне не нужно, чтоб было проще! Мне нужно, чтоб ты был все время занят!

Вывод:

Психологи уверены: бесполезная работа не только является мощнейшим антимотиватором, но и вредна для психики. Единственное спасение от последствий "сизифова труда" - относиться к такой работе философски. Если вы выполняете никому ненужное задание, просто постарайтесь успокоиться и не выкладывайтесь на 100%. Кроме того, помните: вы не в рабстве, а за зарплату фактически продаете свою интеллектуальную собственность. Конечно, следовать указаниям шефа надо – за это вам и платят. Но если буквально каждое задание кажется вам абсолютно бесполезным, лучшим вариантом будет все же поменять работодателя.