В среду Стокгольмский арбитраж заявил об удовлетворении запросов “Нафтогаз” в конфликте с “Газпром”. Украинская компания получила отдельное решение от шведского арбитражного суда.
- В этом споре речь идет о поставках и ценообразовании российского газа в Украину с 2009 года, - говорит аналитик ГК "Телетрейд" Богдан Терзи. - С этого периода наша страна покупала газ по 400 долл. США за 1 тыс. куб. м., когда в среднем Россия продавала газ в Европу по 200-240 долл. США. Компании в середине 2014 года подали иски друг на друга в арбитражный суд. Согласно которому “Газпром” требовал 47,1 млрд. долл. США. Российская компания требует такую большую сумму, учитывая транспортировку и недобор газа по принципу “бери или плати”. “Нафтогаз”, в свою очередь, требует от “Газпром” почти 30,5 мрлд. долл. США. Из которых 18 млрд. долл. украинская компания требует вернуть из-за несправедливой ценовой политики и переплаченных средств за газ. Более того, “Нафтогаз” попросил пересмотреть формулы расчета цен на газ для Украины. Эти запросы украинской компании Стокгольмский арбитражный суд одобрил. Считаю, что такое решение суда по-факту еще не окончательно, так как “Газпром” еще должен ознакомиться со всеми судебными документами. Думаю, что, в любом случае, судебное разбирательство еще затянется.
ПО лсовам эксперта, загадывать на перед нет смысла, но небольшой повод для радости у “Нафтогаз” есть.
- Дальнейшие отношения между “Нафтогаз” и “Газпром” под большим вопросом. – говорит аналитик. - Зимой 2016-2017 года Украина первый раз прожила без российского газа. Основным импортером в этот период был ЕС. Но давайте посмотрим правде в глаза. Ведь по-факту даже покупая газ из Европы - он все равно остается российским. Схема простая: Европа покупает газ в России и продает нам с наценкой. Вместо того, чтобы вступить в диалог с “Газпромом”, мы ищем обходные пути. Сейчас сотрудничество выгодно обеим сторонам. Во-первых, для Украины возможны низкие цены на газ. Во-вторых, через нашу страну Россия может поставлять газ в Европу. На мой взгляд, пока о сотрудничестве речь даже не идет, учитывая еще и политическую ситуацию, а это может затянуться на десятилетия.