Другой уголь: что означает решение правительства об отказе от антрацита

Эксперт: на скорое возвращение Донбасса правительство уже не рассчитывает.

Фото: Andrew Burton/Getty Images

Похоже, в правительстве уже не надеются на то, что оккупированные территории Донбасса в ближайшее время смогут вернуться под контроль Украины. По крайней мере, такой вывод можно сделать из одобренной накануне угольной стратегии Украины, которая предусматривает отказ от антрацитового угля к 2019 году.

"Одобрена концепция реформирования и развития угольной отрасли. Она предусматривает, в частности, полное замещение до 2019 года антрацитового угля. Полностью отказаться от антрацита мы планируем в 2019 году", - сказал министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик.

Правда, эксперты говорят, что на одном голом энтузиазме сделать это будет сложно. Ведь в украинской угольной отрасли своя специфика. Например, нужно учитывать, что антрацитовый уголь больше всего потребляет группа компаний ДТЭК, которая является частной, и заставить ее отказаться от антрацита силой сложно.

- Переход на газовые группы угля – это больше вопрос к ДТЭК, чем к государству, - говорит соучредитель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Если они утвердят соответствующую инвестпрограмму, то чисто теоретически перейти за два года с антрацита на газовый уголь можно. Главный вопрос – где взять на это деньги. Ведь речь идет о десятках миллиардов гривен.  Если они смогут изыскать средства, то это вполне возможно. Но нужно понимать, что найти дополнительные средства на модернизацию и увеличение добычи угля газовой группы можно только за счет роста тарифов на электроэнергию. И тут правительство должно просчитать, выдержит ли экономика повышение тарифов.

По словам эксперта, такие заявления правительства говорят о том, что на скорую интеграцию оккупированной части Донбасса в правительстве не верят.

- Это фактически признание того, что Донбасс в ближайшее время не вернется, - говорит эксперт. – В противном случае, после перехода ТЭС на уголь газовой группы и восстановления контроля над шахтами, которые добывают антрацит, мы получим огромный профицит этого вида угля. Продать на экспорт мы его в таких объемах не сможем.

Еще одна проблема, которая может возникнуть при переходе на газовые группы угля, заключается в его худших характеристиках.

- По сравнению с антрацитом, уголь газовой группы более дымный и менее безопасный, - резюмирует эксперт. – То есть, придется больше средств тратить на экологические мероприятия и обеспечение безопасности. Кроме того, сейчас большинство домохозяйств в селах топят антрацитом. При переходе на газовый уголь повысится количество выбросов в селах.

В целом, по словам эксперта, пока что вопросов больше, чем ответов. И во сколько каждому из нас обойдется такая угольная независимость, сказать сложно.