Исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук описал плюсы и минусы пенсионной реформы в своем посте на Facebook. Приводим основные тезисы специалиста.
"Пенсионная реформа - это главное условие получения следующего транша от МВФ, - считает эксперт. - Напомним, что Украина обязалась перед МВФ принять пенсионную реформу до конца апреля 2017 года и ввести ее уже изначально 2018 года. Но даже и без МВФ становится понятным, что реформа Украине необходима. При том, что пенсионные расходы остаются одними из самых высоких в регионе, уровень жизни пенсионеров низок: при выходе на пенсию пенсионер теряет почти 70% своих трудовых доходов, а объем пенсии мало связан с объемом пенсионных взносов и значительно ниже, чем официально рассчитан фактический прожиточный минимум".
П его словам, у работающего населения нет стимулов к участию в государственной системе пенсионного страхования. Украина занимает 73 позицию в рейтинге адекватности пенсионных систем мира 2015 Таким образом пенсионная система в Украине немного лучше чем в Индонезии, Турции и Венесуэле, но хуже чем в Непале, Индии и Монголии. В регионе Украины занимает второе место с конца.
"Большинство предложенных правительством изменений пенсионной системы - являются непопулярными и делают условия пенсионного обеспечения более жесткими:
- повышение эффективного пенсионного возраста (это когда пенсионный возраст увеличивают не где-юре, а де-факто) путем более жестких условий назначения пенсии и получения права на минимальную пенсию.
- Отмена специальных пенсий (в первую очередь бюджетникам учителям / врачам). Для опасных профессий будут установлены дополнительные ставки ЕСВ, и они будут накапливаться на специальных счетах и в дальнейшем будут использоваться для финансирования пенсионных выплат с момента фактического выхода на пенсию до того, времени пока пенсионер не будет иметь право на пенсию из общей системы.
- Пенсионный фонд также избавится от "несвойственных ему функций социальной поддержки". Таким образом, более прозрачно будет определяться объем денег доступных для финансирования солидарной пенсии тем, кто осуществлял регулярные длительные пенсионные взносы в течение своего рабочего жизни".
Дмитрий Боярчук уверен, что непопулярные шаги необходимы, учитывая значительные риски для фискальной системы со стороны Пенсионного фонда и низкие пенсии.
"С другой стороны, если выбирать между жалкой пенсией всем кто старше 60 и достойной только самым и тем кто осуществлял большие и длительные взносы, то второй вариант более рационален, - пишет эксперт. - И по этому принципу происходят реформы в других странах. Непопулярные реформы в последнее время активно внедряется в других странах. Так, в течение 2013-2015 гг реформировали свои пенсионные системы ¾ стран - членов ОЭСР. Реформы солидарных пенсионных систем предусматривают сокращение объемов пенсионных выплат. За последние два года 30 из 35 стран ОЭСР повысили пенсионный возраст. Становятся более жесткими и условия раннего выхода на пенсию. В некоторых странах досрочный выход на пенсию ограничивают законодательным путем (Финляндия, Португалия). Другие страны устанавливают "демотиваторы" для досрочного выхода на пенсию. Так например в Испании за каждый год досрочного выхода на пенсию "срезают" 7% пенсионной выплаты".
Дмитрий Боярчук говорит, что обещанное осовременивания пенсии с октября 2017 г. является скорее "пряником", который даст хоть какую-то поддержку непопулярным изменениям в ближайшее время.
- На самом деле осовременивания достаточно дорогое, будет касаться только трети пенсионеров, будет непрочный эффект, который очень быстро нивелируется инфляцией и повышением прожиточного минимума, - пишет эксперт. - Поскольку решение о осовременивания обычно имеет нерегулярный характер - доверия к государственной системы в Украине не больше. Обещание правительства по ежегодному осовременивания пенсий на 50% роста зарплат и 50% роста цен также вызывает скепсис поскольку это очень дорогое удовольствие для налогоплательщиков.